Программа ДОП "Волшебная палитра"

Содержание Рабочей программы
I Раздел. Целевой
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей дошкольного возраста.
1.2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы.
II Раздел. Содержательный
2.1. Описание образовательной деятельности модуля «Художественно-эстетическое развитие»
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы с учетом
возрастных индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.6. Партнерское взаимодействие с социальными институтами, участвующих в реализации дополнительной
образовательной программы - программы дошкольного образования
2.7. Организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями, имеющими признаки одаренности
III Раздел. Организационный
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
3.2. Описание материально-технического обеспечения Рабочей программы.
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.4. Модель организации воспитательно-образовательного процесса.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
3.6. Кадровые условия реализации программы
3.7.Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию
нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических
ресурсов.
3.8. Перечень литературных источников

2

3
4
5
7
8
10
11

13
13
14
16
17
19
21
23
23
26
27
28

29

I.

Раздел целевой
1.1. Пояснительная записка
Данная развивающая программа дополнительного образования является программой художественно-эстетической направленности
для детей подготовительной к школе группы.
Программа разработана на основе авторской программы Калининой Т.В. «Альбом с кляксами. Основы языка» и системы занятий
«Фантазии цвета» Ивановой О.Л. и Васильевой И.И.
Новизна программы состоит в том, что в процессе творчества дети открывают выразительные и изобразительные возможности
линий, красок, пятен, нюансов цвета, ритма. Ребёнку не даётся задание «вырази», а создаются условия, когда он сам совершает открытие
выразительности. Игра с элементами языка изобразительного искусства не только создает условия для открытия ребенком их
выразительных возможностей, но и позволяет формировать процесс художественного восприятия ребенка.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к эстетическому обучению и воспитанию, способных решать современные
задачи творческого восприятия и развития личности в целом работа с различными техниками в художественно-творческой деятельности
дает неограниченные возможности для формирования эстетического вкуса, развития художественных способностей, фантазии, цветовой
гаммы, пространственного восприятия, образного мышления, мелкой моторики рук детей.
Настоящая рабочая программа разработана самостоятельно на основе модуля Основной общеобразовательной программыобразовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет на 2020-2021 уч.год в соответствии с ФГОС
дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155) и с
учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (Одобрено решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 года за № 2/15).
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ (в редакции от 7 мая
2013г.)
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России
14.11.2013 № 30384) с изменениями.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08 2013 г. № 1014 «Об утверждении
Порядка
организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
3

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной
программе дошкольного образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 05.08.2013 № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и
ухода за детьми»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2006 г. № 03-2998 «О методических рекомендациях по
апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования» (разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования»);
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 и «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г;
Примерная основная программа дошкольного образования, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 года № 2/15);
Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособранадзора № 01-52-22/05-382 от 07.0202014 г.;
Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 утвержденным постановлением Администрацией городского округа Верхний Тагил
от 24.12. 2015 г. № 1377 (далее - Устав);
Лицензией на осуществление образовательной деятельности Регистрационный № 18368 от 14.03.2016 г Серия 66 ЛО 1 №
0005039;
Положением о Рабочей программе педагога приказ № 39/1 – од от 31.08.2017 г.

1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы.
Цель программы - расширение и углубление знаний, развитие интереса, приобщение к самостоятельному творчеству, раскрытие новых
способностей детей старшего дошкольного возраста в области творчества.
Эстетическое развитие и формирование художественно-творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности
раскрывается в триединстве следующих задач:
4

Воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное
творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания
 Художественно-творческой – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, через
использование игры цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей
 Технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства.
Задачи программы:
-Открытие выразительных возможностей языка искусства.
-Создание условий для открытия ребенком автора в себе.
-Освоение диалогов «Я-другой», «Я-Автор».
-Освоение приемов работы различными художественными материалами.
-Сохранение эмоциональной непосредственности ребенка.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих
способностей.


1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:
1. Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
2. Самоценность детства- понимание – (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий);
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников Организации) и детей;
4. Уважение личности ребенка.
5. Реализация Рабочей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в
познавательно-исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающих художественно- творческое развитие
ребенка.
Рабочая программа основывается на принципах:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
5

становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация
дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы и подходы в организации художественно-эстетического воспитания:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании

6

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Рабочей программы – характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития детей дошкольного возраста.
Условия реализации Рабочей программы кружка
Для эффективной реализации Рабочей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
 Изостудия оборудована всем необходимым для полноценной художественно-эстетической деятельности;
 Создан фонд методических, наглядно-иллюстрированных материалов;
Ориентиром правильной организации образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения
(группы) выступает характеристика возрастных и индивидуальных особенностей контингента воспитанников.
Основными участниками реализации программы являются: дети седьмого года жизни. Срок реализации программы 1 год.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня (4 занятия в месяц; 36 занятий в год). Наиболее оптимальная
продолжительность занятий для детей – 30 минут. Количество обучающихся 12 человек.
Работа кружка организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.
Возрастные особенности детей 6-7 лет. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о
форме, цвете, величине предметов. Ребѐнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом
он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность
и длительность деятельности ребѐнка зависит от еѐ привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят
изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который
теперь становится опережающим. Они способны изображать всѐ, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся
похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. В этом
возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребѐнку решать более сложные задачи с
использованием обобщѐнных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщѐнных представлений о свойствах различных предметов и
явлений. На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности Детям
доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции
(сравнение, анализ, синтез, классификация)
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и
последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или
7

услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чѐтче прослеживаются объективные
закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются передать перспективу. При
придумывании темы рисунка дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала
деятельности.

1.2

Планируемые результаты освоения Рабочей программы.

Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы определены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования с учетом специфики дошкольного детства (гибкость,
пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),также
системных особенностей дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации,
отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от
ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры развития творческих способностей детей 7 лет в образовательной области Художественно-эстетическое
развитие» в соответствии с ФГОС ДО
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать; знаком с произведениями детской литературы,
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различн^гх видах деятельности.
8

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Планируемые результаты программы
К седьмому году жизни ребенок:
- проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
- проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные
произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет
некоторые отличительные особенности видов искусства;
- экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа,
выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело
организует рабочие место, проявляет аккуратность и организованность;
- адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими
детьми.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.
Мониторинг детского развития проводиться два раза в год (осенью в сентябре и весной в мае). Основная задача мониторинга
заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса
организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных
результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Форма проведения мониторинга преимущественно
представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ
продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга
заносятся в Диагностическую карту в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию
образовательного процесса в группе детского сада.

9

II Раздел. Содержательный
2.1. Описание образовательной деятельности модуля «Художественно-эстетическое развитие». Содержание программы
Программа разработана на основе авторской программы Калининой Т.В. «Альбом с кляксами. Основы языка» и системы занятий
«Фантазии цвета» Ивановой О.Л. и Васильевой И.И.
В процессе творчества дети открывают выразительные и изобразительные возможности линий, красок, пятен, нюансов цвета, ритма.
Ребёнку не даётся задание «вырази», а создаются условия, когда он сам совершает открытие выразительности. Игра с элементами языка
изобразительного искусства не только создает условия для открытия ребенком их выразительных возможностей, но и позволяет
формировать процесс художественного восприятия ребенка.
Учебно-художественные задания даются ребенку в виде игр с художественными средствами и экспериментами с элементами языка
искусств. Игровые задания имеют свои особенности:
— они позволяют ребёнку бесконечно варьировать само задание внутри общего направления,
— но при этом задания придуманы так, что в любом случае ведут к созданию выразительной формы.
Структура программы определяется последовательностью освоения ребенком художественных средств изобразительного
искусства. И включает в себя такие разделы как: страна теплых и холодных красок, страна светлых и темных красок, страна глухих и
звонких красок, страна ритма, страна контраста и нюанса и т.д.
Порядок освоения этих средств может варьироваться. Каждая тема включает в себя композиции и упражнения к ним.
В программе ступени художественного развития ребенка имеют следующий вид
1. Манипулирование художественными средствами - открытие их изобразительных возможностей.
2. Игра и эксперименты с ритмической структурой абстрактной формы – открытие выразительных возможностей языка искусства,
открытие возможности передачи собственного отношения.
3. Творчество на основе собственного выразительного замысла – открытие языка искусства как принципа организации восприятия.
На первой ступени у ребенка развиваются практические умения игрового владения художественными средствами и материалами.
Правила действия с ними не направлены на достижения художественного результата – но на сам процесс, который вызывает у ребенка
эмоционально – положительную реакцию.
На второй ступени происходит осознание выразительных возможностей художественных средств. Ребенок способен озвучить свое
переживание формы. Он начинает осознанно использовать художественные средства для создания выразительных композиций.
На третьей ступени дети начинают работать уже по собственному выразительному замыслу.
10

Метод, на использование которого построены задания, можно назвать « методом комбинаторных игр». В его основе лежат
комбинаторные действия с элементами языка изобразительного искусства. Выполняя игровое задание, ребенок интуитивно включает в
него личный опыт переживаний и зрительных впечатлений. В результате у каждого получается интересное и неожиданное решение.
Самостоятельность совершаемых ребенком открытий дает возможность получать каждый раз не единичный результат, но способ,
которым юный художник и будет пользоваться в дальнейшем. Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности таких,
художественных средств, как цвет, линия, контраст и нюанс, ритм, фактура. А также они учатся работать гуашью, пастелью, гелевыми
ручками, фломастерами. Осваивают приемы цветовой и тональной растяжки гуашью, экспрессивного мазка, набрызга.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы с учетом возрастных
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении.
Формы образовательной деятельности
1. НОД
2. Экспериментирование
3. Дизайн
4. Минутки любования
5.Мастерская
6. Игры
7. Проектная деятельность
8. Вернисажи, выставки
9. Праздники
10. Развлечения
11. Гостиные

Формы организации детей
1. Изостол
2. Наблюдения
3 .Игры (дидактические)
4.Самостоятельная изобразительная
деятельность
5. Слушание музыки
6. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
7. Полочка красоты
8. Экскурсии

11

Средства реализации
Произведения изобразительного искусства, народнодекоративного, прикладного искусства.
Использование различных изобразительных техник.
Использование технологий развития изобразительных
навыков.
Использование технологии развития детского
воображения, как основы развития творческих
способностей.
Использование мультимедийных, интерактивных средств.
Использование незавершенных продуктов детской
деятельности.
Экспериментирование с изобразительными материалами.
Предоставление детям разнообразия изобразительного
материала.

Использование разнообразных образцов, шаблонов, в
соответствии с возрастом.
Использование алгоритмов и схем создания продуктов
детской деятельности.
Однако необходимо помнить, что общая логика программы предполагает наличие упражнений, предваряющих композиции.
Иногда результаты выполнения упражнений можно продолжить: непосредственно превращая их в композиции, добавляя сюжет и героев.
Примерный порядок работы:
1. Выполнение упражнения на освоение приёма или художественного средства.
2. Игра «На что похоже?» Открытие изобразительных (а затем и выразительных) возможностей ритмически организованной
формы.
3. «Обыгрывание» упражнений: определение их эмоционального и сюжетного содержания в процессе совместной эмоциональной
рефлексии. Возможно сочинение сказки.
4. Выполнение композиции на основе впечатлений от упражнений.
5. Совместное рассматривание работ, собранных в одну картину. Эмоционально-чувственное проживание созданного образа,
открытие воздействия гармонически организованной формы на эмоционально-чувственном уровне.
6. Совместный анализ работ, контрастных по своему содержанию. Осознание воздействия ритмически организованной формы.
Перед началом работы дети должны быть «насыщены» впечатлениями, способствующими созданию образа. Помимо литературного
рассказа, выполненных упражнений, на занятии может звучать музыка, соответствующая теме композиции.
Зрительный ряд, используемый на композициях, можно считать двухплановым. Первый план (особенно важный) – это
собственные упражнения детей. Ребёнок видит изобразительное решение уже воплощённым недавно самим собой и может его смело
использовать – при этом одновременное использование нескольких таких решений придаёт особенно увлекательный характер сочетанию
ожидаемого и неожиданного в получающейся композиции. Но самое главное, это изображение оказывается способным «держать» твои
переживания, они становятся «читаемыми». О них можно рассказывать – и во время обсуждений работ дети наперебой хотят высказаться
о своём замысле и о том, что видят в рисунках своих товарищей. И тут педагогу важно восхититься вместе с ребёнком, сделать его слова
услышанными каждым. Второй план – изображения и фотографии, например, зверей и насекомых. Рассматривая и отчасти копируя их,
ребёнок обнаруживает выразительные детали, которые украсят его рисунок. Рассматривая изображения архитектурных памятников, дети
видят, что открытые нами на упражнения формы и средства – это не случайные правила игры, а характерные, существенные черты
особенных явлений в природе и культуре.
12

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Культурные практики ребенка – активная познавательно-исследовательская образовательная деятельность.
К культурным практикам можно отнести все разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационнокоммуникативных, художественных способов действий. В этих практических процессах ребенок сам, в соответствии с собственными
мотивами овладевает для него интересной информацией в детских видах деятельности и проектирования.
Культурные
практики
включают
обычные
(привычные,
повседневные)
способы
самоопределения
и
самореализации, тесно связанные с содержанием бытия и события с другими людьми, а также новые способы и формы деятельности и
поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей, интересов, поэтому обеспечивает реализацию универсальных
культурных умений ребенка, включающие готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности
на основе культурных норм.
Культурные практике выступают в образовательном процессе в форме партнерства взрослого (их носителя) с детьми, и
представлены в рабочей программе как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценного развития
ребенка. Культурные практики составляют нормативное содержание целостного образовательного процесса. В культурных практиках
взрослым создано атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение. Деятельность
воспитателя по поддержке детской инициативы:
• Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием
возможных путей и способов совершенствования продукта.
• Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение
спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами
испытывали при обучении новым видам деятельности.
• Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у
каждого.
• Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
13

• Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и
предложения.
• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
• Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, приобретая уважение и признание взрослых и
сверстников.
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной исследовательской деятельности детей.
• Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной (поисковой) деятельности
• Поощрять и поддерживать индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов
деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные
задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить
особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать
работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна
обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества развивает активную монологическую и связную речь
детей
2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, родители, воспитатели, младшие
воспитатели и воспитатель по изодеятельности.
14

Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, её влияние - основа развития и воспитания, её законы и ценности приоритетны.
Конечно, профессионализм педагога чрезвычайно важен для работы с детьми. Однако его профессиональную заинтересованность в
каждом ребенке не стоит противопоставлять глубокому, природой заложенному интересу к судьбе собственного ребенка. Собственно,
профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями ребенка. Образование в
дошкольной организации «надстраивается» над отношениями ребенка и семьи. Все семьи заинтересованы в том, чтобы дети хорошо
развивались и учились общаться со сверстниками. Предоставляя родителям возможность участия во всех аспектах деятельности
Организации, выстраивая с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке педагоги
увеличивают шансы ребенка на преуспевание и хороший эмоциональный фон.
Цель: Создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с
другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.
Задачи:
1. Формировать доверительные отношения родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и
специально организованных мероприятий.
2. Повышать правовую, психолого-педагогическую культуру родителей.
3. Содействовать формированию у родителей представления о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.
4. Создать единое социокультурное пространство, способствующее обеспечению одинаковых подходов к развитию ребенка в семье и
детском саду.
Направления деятельности по взаимодействию с родителями включают в себя:
 Повышение педагогической компетентности в интегративных формах;
 Включение родителей в детско-взрослую деятельность;
 Опора на потенциал семьи;
Условия взаимодействия педагогов с семьями:
• обеспечение открытости информации о процессе и результатах образования, об образовательной системе (в той мере, в которой это не
противоречит санитарно-гигиеническим требованиям) в целом;
• обеспечение возможности и поощрение родителей в высказывании своих предложений по вопросам планирования, реализации и оценки
результатов образовательной деятельности;
• обеспечение возможности беседовать с «глазу на глаз», конфиденциальности сведений, предоставленных родителями.
Степень эффективности сотрудничества с семьей обусловлена:

15

- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной
заинтересованностью;
- совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного процесса;
- свободой выбора участниками деятельности;
- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.
Вовлечение семьи в реализацию задач образования чрезвычайно важно для обогащения познавательной деятельности детей в
детском саду и для использования тех интересов ребенка и того обучения, которое имеет место дома. Решение задач образовательной
Программы предусматривает обилие и разнообразие возможностей для совместной деятельности и общения воспитателей и родителей
позволяет выработать формы, отвечающие частным интересам и предпочтениям каждой семьи.

2.6. Партнерское взаимодействие с социальными институтами, участвующих в реализации дополнительной образовательной
программы - программы дошкольного образования
С целью обеспечения успешного освоения воспитанниками содержания программы дополнительного образования посредством
организации различных видов детской деятельности в едином социокультурном пространстве, детским садом организуется
взаимодействие с социально-культурными учреждениями города.
Взаимодействие с культурными, общеобразовательными, социальными учреждениями других типов
Содержание деятельности
Учреждения
Городской Дворец Культуры
Участие в акциях, выставках
Городская библиотека им. Павленкова Взаимодействие с педагогами, детьми. Участие воспитанников в различных конкурсах
рисунков, поделок. Организация выставок детского творчества.
Городской историко-краеведческий
музей
МАУ ДО ДЮЦ

Взаимодействие с педагогами, детьми, семьей. Участие в конкурсах, выставках, совместных
проектах.
Участие в конкурсах, выставках

ДШИ

Экскурсии в ДШИ, посещение выставок. Организация в ДОУ выставок рисунков детей,
посещающих художественную школу.
16

2.7. Организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями, имеющими признаки одаренности.
Объективным фактом становится понимание ситуации, когда сложности на пути образовательного процесса, даже в условиях
инклюзивной модели, появляются не только у детей с ОВЗ. Так, детьми с особыми образовательными потребностями считаются
одаренные дети. Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо
исключительное развитие специальных способностей. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ речь должна идти
о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как
одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности. При этом программа не только адаптируется под
психофизиологические и индивидуальные особенности ребенка, но и учитывает мнение родителей (законных представителей) ребенка с
ОВЗ.
Краткая характеристика организация работы с одаренными детьми
Особенности развития
одаренных детей

Формы, методы, приемы

Одарённые дети, демонстрируя выдающиеся способности в какой-либо одной области, иногда
могут ничем не отличаться во всех отношениях от своих сверстников. Одаренность, как
правило, охватывает довольно широкий спектр индивидуально-психологических
особенностей в разных сферах развития.
Одаренный в сфере творчества ребенок:
- чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу,
занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх, в использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
В сфере художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Основная стратегия в работе с одаренными детьми строится с позиции развития их
внутреннего творческого потенциала, поддержки потребностей в исследовательской и
17

поисковой активности, грамотном сочетании принципов ускорения, углубления, обогащения и
проблемации. Наиболее эффективными методами работы являются:
 Исследовательский
 Частично-поисковый
 Проблемный
 Проектный
Оптимальными являются следующие формы работы: творческие задания, разноуровневые
задания, словесные игры, изографы, своеобразные научно-исследовательские проекты,
интеллектуальные марафоны, различные конкурсы, викторины, индивидуальные творческие
задания.
Эффективно использование ИКТ.
ППС должна обеспечивать самую разнообразную деятельность одарённого ребёнка и отвечать
Организация развивающей
предметно-пространственной среды следующим параметрам:
• иметь высокую степень неопределённости, стимулирующей поиск собственных ориентиров
и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Такая среда должна
содержать образцы креативного поведения и его результаты;
• обогащать предметно-информационную среду материальными и информационными
ресурсами, обеспечивать доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность
их любого использования;
• активизировать трансформационные возможности;
• обеспечивать гибкость в использовании времени, средств и материалов, с предоставлением
возможности самостоятельно ставить задачи, выбирать время, последовательность, способы
её решения;
• сочетать индивидуальную игровую и исследовательскую деятельность с её коллективными
формами.
• экспериментирует с предметами и их свойствами, новыми материалами, преобразовывает
их;
Специфика планируемого
• использует формы умственного и социального экспериментирования (при решении
результата
проблемных ситуаций, анализе художественных произведений, сопоставлении собственных
высказываний, событий социума и так далее);
• использует обобщённые способы анализа условий задачи и их соотнесение с конечной
целью;
работы с детьми

18

•

проявляет творчество в поиске оригинальных решений.
III. Раздел организационный.

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
Условия реализации ДОП в детском саду направлены на обеспечение полноценного развития личности детей во всех
образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического
развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. ДОП
предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении
новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и
предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт)
деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности;
совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной
компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом,
предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по ДОП.
Для успешной реализации ДОП предусмотрены такие психолого-педагогические условия (ФГОС ДО), как:
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
19

2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в
разных видах деятельности;
5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,
предполагают:
* обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
* поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.);
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
* установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
20

* построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной
деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества,
личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3.2. Описание материально-технического обеспечения Рабочей программы.
Созданная образовательная среда изостудии:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Организация развивающей предметно – пространственной среды изостудии создает условия, как для совместной деятельности
участников образовательных отношений, так и для самостоятельной. Изостудия используется рационально, организация и
расположение элементов развивающей предметно – пространственной среды отвечают возрастным и индивидуальным
особенностям и потребностям детей.
Оснащение. Оборудование, в том числе ТСО
Тип оборудования
Мебель

Наименование
Доска магнитная демонстрационная
Стулья детские
21

Количество
2шт.
27шт.

Столы детские
Мольберты
Стеллаж
Полки навесные
Стол большой
Стулья большие
Стол для оргтехники
Подставка под оргтехнику
Компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
Оргтехника
Проектор
Колонки
Принтер цветной
Принтер черно-белый
Фотоаппарат
Изобразительный материал
Акварель, гуашь, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые
мелки, кисти круглые и плоские разного размера (пони, белка, щетина),
тушь, пастель, глеевые ручки, маркеры
бумага для акварели и черчения формата А4, А3, А2
палитры, стаканчики для воы, фартуки
Изобразительное искусство
Картины абстракционистов Русское поле Морские просторы Горные
(комплекты репродукций,
вершины Пейзаж Натюрморт Цветы Детские портреты Замки Деревья
видеофайлы)
Насекомые Времена года Городские пейзажи
Информационно-просветительская Информационный уголок.
работа с родителями
Выставки детского творчества.
Наглядно-информационный материал для родителей

22

13 шт.
9 шт
1шт.
3ш
1 шт.
2 шт
1 шт
1 шт
1шт.
1 шт
1 шт
1 шт
1 шт
1 шт
На каждого ребенка

По 1 комплекту

Коридор и приемные
групп

3.3.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Перечень учебной и учебно-методической литературы модуля «Художественно-эстетическое развитие» к Рабочей программе кружка:
1. Васильева И.И., Иванова О.Л. Фантазии цвета. Екатеринбург, 2005
2. Калинина Т.В. Крыльцо с тремя ступеньками, Екб, 2012
3. Калинина Т.В. Цветы и травы, Санкт-Петербург, 2009
4. Калинина Т.В. Большой лес, Санкт-Петербург, 2009
5. Калинина Т.В. Башня, растущая в небо, Санкт-Петербург, 2009
6. Калинина Т.В. Птицы, звери, комары и мухи, Санкт-Петербург, 2009
7. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии
Москва, 2012
3.4. Модель организации воспитательно-образовательного процесса.
Учебно-тематический план кружка:
№
тема
1
Педагогическая диагностика
2
Введение
3
Графика. Волшебный сад.
4
Путешествие в страну теплых красок
5
Путешествие в страну холодных красок
6
Страна светлых и темных красок
7
Страна контраста
8
Страна глухих и звонких красок
9
Страна ритма
10 Чудесная страна
11 Подготовка к городским и муниципальным конкурсам.
фестивалям

Количество часов
2
2
3
4
4
6
3
2
2
4
5
всего

23

36

Содержание курса
В графе источник указана литература: № по списку. № страницы
№
Тема занятия
Материал
1. Педагогическая диагностика
1
1.1.Диагностическое задание «Малюма-Текете»
Карточки с изображением, цветные
карандаши
2
1.2.Диагностическое задание «Царевичи»
Карточки с изображением, цветные
карандаши
2. Введение
3
2.1. Знакомство с материалами и инструментами.
Гуашь, тушь, цветные карандаши,
Свободное экспериментирование
пастель
4
2.2. знакомство с видами бумаги и методами ее
Тушь цветная. Акварель, губки,
тонирования
широкие кисти
3. Графика. Волшебный сад
5
3.1. Кляксография. Волшебное дерево
Тушь, цветные карандаши
6
3.2. Волшебное дерево
Тушь, цветные карандаши
7
3.3. Бабушкин сад
Тушь, цветные карандаши
4. Путешествие в страну теплых красок
4.1. Знойный лес
8
4.1.1. Ветер
Гуашь
9
4.1.2. Кляксы
Гуашь
4.2. Пламень осени
10 4.2.1. Дуги
Гуашь
11 4.2.2. Осенний лес
Гуашь
5. Путешествие в страну холодных красок
5.1. Лес ледяного королевства
12 5.1.1.Зимнее небо
Гуашь
13 5.1.2. Звезды
Гуашь
24

Часы

Источник

1

8. 515

1

8. 517

1
1

1
1
1

4. 43
4. 43
4.44

1
1

4. 12
4. 13

1
1

4. 28
4. 29

1
1

4. 17
4. 18

14
15

16
17
18
19
20
21

22
23
24

25
26

27
28
29
30
31

5.1.3. Древо холодной страны
5.1.4. Зимний лес

Гуашь
Гуашь
6. Страна светлых и темных красок
6.1. Светлый замок
6.1.1. Облака
Гуашь
6.1.2. Шпили замка
Гуашь
6.1.3. Светлый замок
Гуашь
6.2. Замок злого волшебника
6.2.1. Скалы
Гуашь
6.2.2. Злые башни
Гуашь
6.2.3. Замок злого волшебника
Гуашь
7. Страна контраста
7.1. Комары и мошки
7.1. Роща
Гуашь
7.2. Брызги
Гуашь
7.3. Комары и мошки
Гуашь
8. Страна глухих и звонких красок
8.1. Ночной ветер
8.1. Трава, спутанная ветром
Пастель
8.2. Лохматые цветы
Пастель
9. Страна ритма
9.1. Разноцветные крылья
9.1. Бабочки-кляксы
Фломастеры
9.2. Разноцветные крылья
Цветная бумага, ножницы, клей
10. Чудесная страна
10.1. Солнечный свет
Гуашь
10.2. Закат (восход)
Гуашь, пастель
10.3. Лесные терема (на выбор в разное время года)
Цветные карандаши, восковые мелки,
25

1
1

4. 19
4. 18

1
1
1

5. 22
5. 22
5. 23

1
1
1

5. 25
5. 26
5. 27

1
1
1

2. 64
6. 40
6. 41

1
1

3. 35
3. 36

1
1

6. 42
6. 42

1
1
1

1. 18

32

33
34
35
36

пастель, гуашь (на выбор)
10.4. Моя волшебная страна. Свободное творчество
Цветные карандаши, восковые мелки,
пастель, гуашь (на выбор)
11. Подготовка к городским и муниципальным конкурсам. фестивалям
Материал на выбор
В соответствии с заявленными темами

1

1
1
1
1

Всего 36 часа

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная,
вариативная, доступная и безопасная.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Рабочей программы. Образовательное
пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами,
игровым оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными
детям материалами;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской
мебели, ширм и т.д.;

наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности).
26

Вариативность среды позволяет:

наличие различных пространств (для рисования, конструирования, рассматривания и пр.), а также разнообразных
изобразительных материалов, дидактических игр и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,
всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.
Развивающая предметно-пространственная среда изостудии обеспечивает:
 развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности с учетом образовательной области
художественно-эстетическое развитие.
 реализацию Образовательной программы;
 учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
 учет возрастных особенностей детей.
3.6. Кадровые условия реализации программы
Для успешной реализации ДОП созданы условия как для профессионального развития педагогических работников, так и их
дополнительного профессионального образования.
Педагогические кадры, участвующие в реализации РП:
ФИО

Должность

Вихерт
воспитатель
Марина
Александровна

Общий
стаж

Стаж
работы по
специаль
ности

Квалифика
ционная
категория

Уровень
образования

Учебное заведение

24

13

высшая

высшее

Уральский
государственный
педагогический
университет, 2001

27

Специальность

Учитель
начальных
классов

Название курсов
повышения
квалификации
Курсы ПК 2020 г.
«Декоративноприкладное
искусство: методика

Профпереподгото
вка «Педагогика и
психология
дошкольного
образования»
2017г

Воспитатель

Профпереподгото
вка «Педагогика и
психология
дополнительного
образования
детей» 2020г.

Педагог
дополнительно
го образования

обучения
детей
дошкольного
возраста 72 часа

3.7.
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию
нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
Совершенствование и развитие Дополнительной образовательной программы (далее ДОП) и сопутствующих нормативных и
правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально- технических ресурсов предполагается осуществлять с
участием муниципальных органов управления образованием Российской Федерации, руководства ДОУ, а также других участников
образовательных отношений и сетевых партнеров по реализации образовательных программ (далее – Участники совершенствования
ДОП).
Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и развитии ДОП будут включать:
•
предоставление доступа к открытому тексту ДОП в электронном и бумажном варианте;
•
предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать ее положения на открытых научных,
экспертных и профессионально-педагогических семинарах, научно-практическихконференциях;
•
предоставление возможности апробирования ДОП, в т. ч. ее отдельных положений, а также совместной реализации с
вариативными образовательными программами на базе экспериментальных площадок и других заинтересованных организаций,
участвующих в образовательной деятельности и обсуждении результатов апробирования с Участниками совершенствования ДОП.
В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсовДОП запланирована следующая работа.
1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:
28

научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы, научные основы и смыслы отдельных положений ДОП;
нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации ДОП;
•
научно-методических материалов по организации образовательного процессав соответствии с ДОП;
методических рекомендаций по разработке Дополнительной образовательной программы ДОУ с учетом положений
Основной
образовательной программы
дошкольного образования;
•
практических материалов и рекомендаций по реализации ДОП.
2. Апробирование разработанных материалов в МАДОУ ЦРР- детский сад № 9, при осуществлении образовательной деятельности на
дошкольном уровне общего образования.
3. Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических материалов с Участниками совершенствования
ДОП, в т.ч.с учетом результатов апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.
4. Внесение коррективов в ДОП, разработка рекомендаций по особенностям еереализации и т.д.
5. В процессе реализации ДОП планируется совершенствование материально-технических условий, необходимых для создания
развивающей предметно-пространственной среды
6. Совершенствование финансовых условий реализации ДОП направлено , впервую очередь, на повышение эффективности экономики
содействия. Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:

развитию кадровых ресурсов путем разработки проектов различных программ мотивации сотрудников ДОУ, разработки
предложений по совершенствованию эффективных контрактов с сотрудниками, управления ДОУ;

развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для достижения целей ДОП;

сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации ДОП, в т.ч. поддержке работы ДОУ с семьями воспитанников,
имеющих речевые нарушения.
•
•

3.8.

Перечень литературных источников

При разработке Программы использовались следующие литературные источники:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека, Москва, Академия, 2011 г.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
3. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу, М., Линка-Пресс,2007.
4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников, Москва, Мозаика-Синтез, 2013 г.
5. Куревина О.А. Лутцева Е.А.. Прекрасное рядом с тобой.
6. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения, Москва, Смысл 2012 г.
7. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети, М., 2012
8. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты, Москва, 2013 г.
9. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду, М., 2007
29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.