Почему ребенок нас не слышит
19.10.2020
Почему
ребенок нас не слышит?
Очень часто
случается так, что детям приходится повторять свою просьбу несколько раз, но
ребенок нас не слышит, и мы переходим на крик. Постепенно кричание на ребенка
входит в привычку и это, к сожалению, становится обычным, нормальным стилем
общения между детьми и родителями. Разве это норма? Давайте разберемся, почему
ребенок нас не слышит. На это есть несколько причин.
Причина 1
Когда
ребенок поглощен своим занятием, он действительно может вас не слышать.
Помните, что мозг ребенка – особенная структура, которая сильно отличается от
той, которая есть у нас, взрослых. Мозг еще только развивается и работает
немного иначе. Чтобы вам было легче понять, что чувствует ребенок в тот момент,
когда занят игрой, а вы пытаетесь до него докричатся – представьте себе
аквариум, наполненный водой, вокруг вашей головы. Весь посторонний шум (а
именно так воспринимаются мамины крики) доносится как сквозь толщу воды и его
достаточно легко игнорировать.
Причина 2
Так
возможно, что у вашего ребенка от природы замедленная реакция. Да, некоторым
детям нужно больше времени, чтобы переключиться с одного дела на другое и это
нормально.
Вы наверняка
замечали такое и среди взрослых: такие черты не проходят с возрастом. Многим из
нас нужно время, чтобы начать новое дело, а некоторые наоборот, легко
перескакивают от одного к другому. Наблюдайте за вашим ребенком, и вы узнаете о
нем много нового.
Причина 3
Конечно,
бывает так, что крик стан6овится нормой, и тогда нужна только еще более высокая
доза крика, чтобы привлечь внимание. Получается, что ребенок привык
игнорировать слова, особенно, если мама обычно «просит по-хорошему», т.е.
ласково, нежно и едва слышно. То не потому что ребенок не любит хорошее
обращение, а просто потому что ваши слова не сигнализируют для него что-то
важное. Если кто-то ласково будет пропевать «Пожар», вы тоже пропустите мимо
ушей.
Основные
ошибки, которые делают мамы
И все же,
почему «по-хорошему» не получается? Если вы постоянно даете инструкции, делаете
множество замечаний, то становитесь для ребенка привычным фоном, который он
перестает слышать.
Еще одна
распространенная ошибка в том, что вы даете указания, а выполнение их не
отслеживаете.
Ошибка 1.
Обычно наши объяснения включают слишком много действий. Просьбы типа «убери в
комнате», собирайся на улицу», «давай заниматься» - то целый алгоритм
последовательных действий. Если у ребенка он еще не автоматизирован, то
считайте, что начать ребенку будет очень сложно. И тогда высока вероятность,
что ребенок будет оттягивать, отнекиваться, и искать оправдания. Если ваш
ребенок импульсивный, легко отвлекается или параллельно заинтересован чем-то
другим – поднять его также будет очень тяжело.
Ошибка 2.
Объяснения «по-хорошему» обычно звучат абстрактно. Инструкция типа: «Веди себя
хорошо», «Успокойся» - для маленького ребенка до 5 лет может быть банально
непонятна. А сложность вызывает
протест. В таком случае дробите свои
просьбы, конкретизируйте их, делите на маленькие шаги. Так вы повышаете шансы
на успех.
Ошибка 3.
Объяснения «по-хорошему» требует от ребенка недюжинного самоконтроля для того
чтобы самому начать действие, выполнить его до конца и не отвлечься на полпути.
Такой высокий уровень самоконтроля формируется постепенно и даже подростки
из-за низкой мотивации могут сходить с дистанции и нуждаться во внешних
стимулах. Поэтому проверяйте, не сбился ли ребенок, держите контроль сначала в
ходе всего процесса, затем лишь в контрольных
точках.
Как помочь ребенку услышать вас? Как
все-таки совладать с непостоянным вниманием ребенка и перестать чуть что
кричать? Есть несколько простых правил.
Правило 1: Одна инструкция - одно действие
Если у
вашего ребенка есть сложности с тем, чтобы отзываться на ваши просьбы, ваша инструкция
должна содержать ОДНО конкретное
действие. Можно считать это золотым правилом дошкольников. Потом ребенок станет
постарше и повнимательней, и вы сможете давать более сложные инструкции, но
пока – максимальная конкретика.
Правило 2:
Избегайте отрицаний
Если
используете отрицания и говорите, как делать не надо, сразу добавляйте, как
делать надо. Например, «Не кричи – говори тише, вот так» или «Не играй мячом в
доме – с мячом можно играть только на улице!» и так далее. Это очень важное
правило, потому что часто наши инструкции содержать запрет, но при этом лишены
обучающего момента. Как же ребенок узнает о том, как надо себя вести, если вы
не будете постоянно на этом акцентировать его внимание? Наша задача – научить
ребенка.
Правило 3:
Контроль за выполнением.
Часто мы
говорим ребенку что-то сделать, и даже не проверяем, услышал он нас или нет. К
сожалению, за детьми, особенно маленькими (5-7 лет) нужен контроль. Обязательно
проконтролируйте, чтобы ребенок начал выполнять вашу инструкцию после того как
услышал. Получилось – похвалите. Затем можно давать следующее задание.
Привлеките к себе внимание ребенка: возьмите
его за руку, загляните в глаза и вы поймете, услышал он вас или нет. Очень
хорошая привычка – предупреждать ребенка заранее: «Через 15 минут мы ложимся
спать» или «Через 5 минут садимся ужинать».
Когда вы обращаетесь к ребенку, сначала
проверьте, не заняты ли его руки, глаза, мысли чем-то другим. Вам необходимо
завладеть его вниманием. Когда ваш ребенок вас услышал, ему нужно не только
переварить вашу просьбу, но и переключиться от предыдущего занятия, завершить
его.
Будьте настойчивы. Не спорьте и не
торгуйтесь. Маленьким детям можно помочь подсказками – показывая жестами, что и
как. К детям постарше нужно подойти поближе и убедить, что это дело отложить
нельзя и попросить приступить прямо сейчас.
Иногда для ребенка настоящая трагедия – уйти
с улицы, оторваться от игры, выключить мультик. Пока ребенок научится
справляться с эмоциями, понадобиться время. Но это не значит, что настаивать не
нужно.
Обязательно похвалите, если ребенок вас
услышал и начал делать то, что вы его попросили. Если вы что-то пообещали или
запретили – будьте последовательны, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Самое главное –
запустить процесс выполнения вашей просьбы в короткое время. Так вы научите
ребенка внимательно относится к вашим словам. Он просто запомнит связь «мама
попросила» - «нужно сделать».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.10.2020
Дата обновления: 19.10.2020
Дата публикации: 19.10.2020