23.10.2020
Консультация
для родителей
Адаптация детей раннего возраста к условиям
детского сада
Адаптацией
принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее
условиям. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон,
эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся
положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском
саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.
Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению
иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к
заболеванию.
Выделяют
три степени адаптации: легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой
адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время
малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение
первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым
условиям все нормализуется. Ребенок, как правило, не заболевает в период
адаптации.
При
адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более
медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как
правило, острыми распираторными инфекциями.
Самой
нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка
нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В
этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с
осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация
отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же
зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что
характер адаптации зависит от следующих факторов:
·
Возраст ребенка. Труднее адаптируются к
новым условиям дети в возрасте от 10 – 11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет
дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это
объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными,
хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных
условиях.
·
Состояние здоровья и уровня развития.
Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной
адаптации.
·
Сформированности предметной деятельности.
Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
·
Индивидуальных особенностей. Дети одного
и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском
саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого
реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка
меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой
товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения
выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с
родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение
может продолжаться несколько недель.
·
условий жизни в семье. Это создание
режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями,
формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение
играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать
себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи где не были созданы условия для
его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к
условиям дошкольного учреждения.
·
уровня тренированности адаптивных
механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо создавать
условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до
поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали
родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.) легче привыкают к дошкольному
учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со
взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослых.
Объективными
показателями окончания периода адаптации у детей являются:
·
глубокий сон;
·
хороший аппетит;
·
бодрое эмоциональное состояние;
·
полное восстановление имеющихся привычек
и навыков, активное поведение;
·
соответствующая возрасту прибавка в
весе.
Составила: Беляева С.В.,
воспитатель группы раннего возраста.
Октябрь 2020г
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2020
Дата обновления: 23.10.2020
Дата публикации: 23.10.2020