Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома.

06.04.2022

Консультация для родителей

Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто несковывает ребенка.

Игра -это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, на даче, перед сном и т.д.

1.                «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у вас в кармане, в сумке, на голове, в шкафу и т.д.

2.                  «Общие слова».Ребенок должен назвать овощи.., фрукты.., мебель..,  одежду.., птиц.., диких и домашних животных.., и т.д.

3.                  «Четвертый лишний». Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например, роза, ромашка, ваза, василек.

4.                «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный - …помидор, нос, шарф…

Легкое - …одеяло, перышко, облако…

Добрая – бабушка, Фея, сказка…

5.«Скажи ласково». Ребенку предлагается изменить слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Например, синяя лента – синенькая ленточка, рыжий кот – рыженький котик, длинная коса – длинненькая косичка, толстый щенок – толстенький щеночек и т.д.

6.«Скажи наоборот» Взрослый называет какое -либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот».

Существительные: лето-…зима, день-...ночь, смех-…плачь, солнце-…луна, тепло-…холод, север-…юг, и т.д.

7.«Назови, какой…».Образование прилагательных. Например, сок из груши, значит он грушевый, варенье из груши – грушевое и т.д.

8.«Подумай и скажи, кто что делает?» Например, заяц – скачет, убегает, грызет; корова – мычит, жует, бодается; рыба - ..., червяк - .., лошадь - ..., гусеница - .., кузнечик -.., сорока - .., и т.д.

9.«Посчитай» Считаем все, что можно посчитать. Например, одно ведро, два ведра, три ведра, четыре ведра, пять ведер; Можно добавить прилагательное, одно зеленое ведро, два зеленых ведра, три зеленых ведра, четыре зеленых ведра, пять зеленых ведер;

10. «Отгадай загадку» Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например, «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». Загадывайте детям описательные загадки, например, она рыженькая, хитренькая, в лесу живет, кур крадет. (лиса)

11. «Подумай и ответь» Предлагайте детям словесные логические задачи. Например, «чего в детском саду больше, столов или стульев?», «кого в лесу больше, елок или деревьев?» и. д.

12.Скороговорки – языколомки необходимы для четкой артикуляции и дикции. «У быка губа тупа, бык тупогуб, тупогубенький бычок», «У Варвары куры стары», «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят».

13. «Расскажи стихотворение» руками. Заучивайте стихотворения, они развивают память и мышление, а если еще показывать стихотворение реками, у ребенка развиваются творческие способности, воображение, моторика, а следовательно и речь.

14. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Азбучные истины

·                    НЕ старайтесь ускорить ход естественного речевого развития. Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

·                    В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ребенком не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясняйте малышу.

·                    Не подделывайте свою речь под детскую, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит развитие ребенка.

·                    Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправить его, покажите, как надо произнести слово.

·                    Напоминайте ребенку, что говорить надо внятно, четко, не спеша.

·                    Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.