КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

17.05.2023

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ взрослой личности , особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 месяцам мозг ребенка увеличивается в два раза, к 1,5 годам – в 3 раза, а к 3 годам составляет ¾ массы мозга взрослого человека.

Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и в последствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

   В 2-3 года – это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка.

     МЫШЛЕНИЕ – наглядно-действенное. Мыслить для ребенка, значит действовать здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.

    ПАМЯТЬ проявляется только при активном восприятии, когда ребенок узнает знакомый предмет и выполняет знакомые действия, читает знакомые стихи.

ВНИМАНИЕ также тренируется, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его, совершает с ним манипуляции.

Главное приобретение и важнейшее в раннем возрасте – это речь. К 3 годам заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает грамматическими формами, накапливает словарный запас. Так к 1 году – 10-15 слов, к 2 годам – 300-400 слов, к 3 годам-1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Что влияет на речевое развитие детей? Условия окружения (благоприятные или неблагоприятные). Неблагоприятные ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у некоторых детей в упрямстве, у других-в эйфории, в негативизме речевой деятельности, замедленное понимание речевой инструкции. У ребенка могут быть сложности в самообслуживании и формировании гигиенических навыков (плохо держат ложку, медленно едят, приходится докармливать, они не хотят одеваться, могут намочить в штанишки во время активной деятельности.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – говорят мало слов и невнятно, не всегда называют знакомые предметы, присутствует жестовая речь.

    Речь – она не формируется изолированно от мышления, памяти, внимания, восприятия и зависит от уровня их развития. Речь окружающих должна быть чистая, плавная, спокойная, медленная. За каждым словом должно стоять то , что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка называть предмет словом (мама должна озвучивать свои действия).

В процессе предметной деятельности у ребенка развивается крупная и мелкая моторика рук.

Проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальчиков.

       Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним (побуждать к общению, стимулировать речевое развитие, повышать речевую активность).

1.       Развивая мелкую моторику у ребенка, играем с пальчиками, используя массажные шарики, колечки, палочки, мозаику, волчки…

 Пальчиковые игры.

 

                                                  Этот пальчик в лес пошел,

                                                  Этот пальчик гриб нашел,

                                                   Этот пальчик чистить стал,

                                                          Этот пальчик жарить стал,

                                                   Этот пальчик все съел,

                                                    Оттого и потолстел.

2.        Общая моторика развивается у ребенка, когда у него движутся руки и ноги – это езда на самокате, велосипеде, занятия на спортивной площадке, игра в мяч и т.д.

3.        

4.       Слуховое восприятие: показываем ребенку две карточки с большим и маленьким колокольчиком. Ребенок должен поднять карточку с большим колокольчиком, если услышит громкий звук, карточку с маленьким колокольчиком, если услышит тихий звук (могут звучать барабан, трещетка, палочки, пищащие игрушки, погремушки, часы…).

 

5.       Дыхательные упражнения. Учим детей правильно дышать: глубокий вдох носом и длительный выдох через рот.

Можно использовать такие упражнения: «Задуй свечку», «Буря в стакане» через соломинку, «Дровосеки» (ух-----ух-------ух)

«Катание с горки» (уууух! Ууух! ), игры на поддувание листочков, снежинок, воздушных шариков).

 

6.       Координация речи с движением. Ребенок произносит короткое стихотворение, потешку, при этом на каждое слово делает шаг или передает мяч, строит из палочек дорожку, лесенку и т.д.

 

Дождик, дождик   ----  «КАП-КАП-КАП»

И по грядкам   ----- «ТЯП-ТЯП-ТЯП»

По дорожке   -----  «ТОП-ТОП-ТОП»

А по лужам ---  «ШЛЕП-ШЛЕП-ШЛЕП».

 

7.       Голосовые упражнения. Ребенок укачивает куклу, пропевая «А-А-А-А-А», гудит пароход «У-У-У», поет песенку юла «И-И-И», ревет медведь «Э-Э-Э», у Оли болит ухо, Оля охает «Ох-ох-ох», потерялись в лесу «Аааауууууу»…

8.       Активизация речи. Взрослый читает стихотворение, а дети его заканчивают, например:

 

Пчелы водят хоровод  «ТУМ-ТУМ-ТУМ»

В барабан ударил кот «БУМ-БУМ-БУМ»

Стали мышки танцевать «ТА-ТА-ТА»

Так что начала дрожать вся земля.

 

Наступили холода «ДА-ДА-ДА»

Превратилась в лед вода «ДА-ДА-ДА»

Я по снегу иду «ДУ-ДУ-ДУ»

На снегу есть следы «ДЫ-ДЫ-ДЫ»

Ну, заяц, погоди «ДИ-ДИ-ДИ».

 

Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

«ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ --

Я порядок навожу.

 

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.