Как уберечь ребенка от пагубного воздействия СМИ

16.07.2020

 Большинство родителей твердо убеждены в том, что просмотр телевизора ребенком в период его активного развития негативно сказывается на его еще не сформировавшейся психике. Поэтому никакой пользы от телевизора нет, только вред. Однако в последнее время большинство психологов склонны к иному утверждению, заключающемуся в том, что полное ограждение ребенка от просмотра телевизора, как самого доступного средства массовой информации, не способствует полноценному развитию его познавательных качеств и коммуникабельности. А вот рациональный подход к организации просмотра телевизора ребенком может быть прекрасным помощником в процессе воспитания.

Категорический запрет со стороны родителей для просмотра телевизора ребенком может только навредить. Ведь чем больше родители будут говорить ребенку, что телевизор – это плохо, ничему хорошему он не научит, тем сильнее будет желание ребенка его смотреть. Его любознательность, поверьте, подскажет ему способ телевизор посмотреть. В этом случае, как он сможет научиться различать полезную информацию от вредной? К тому же ребенок может общаться с теми детьми, чьи родители вовсе не приемлют такую методику воспитания и не придерживаются ее.

При просмотре различных документальных фильмов, кино, мультфильмов ребенок испытывает различные эмоции, учится их контролировать. На примере героев мультфильмов малыш начинает понимать что плохо, а что хорошо, и делать соответствующие вводы, которые в будущем могут ему помочь. Одновременно с этим ребенок стремится к тому, чтобы находиться на одной ступени развития со своими сверстниками, как говорится, идти в ногу со временем, поэтому следит за новинками в телевизионном мире.

Иногда телевизор может быть полезен родителям, которые не владеют навыками обучения ребенка, либо из-за нехватки времени или по стечению обстоятельств не могут заниматься с ребенком. Поэтому в редких случаях можно разрешать смотреть ребенку вечернюю сказку или мультфильм, которые будут заменять прочитанную родителем сказку на ночь.

Разнообразие передач и его влияние.
Ребенок дошкольного возраста не должен смотреть по телевизору только мультики или детское кино. Родители должны расширять кругозор ребенка и постепенно приобщать его к взрослому миру. Поэтому, рационально подойдя к данному вопросу, родители могут из многообразия взрослых телепередач выбрать наиболее подходящие для просмотра ребенком.
Если ребенок отдает предпочтение просмотру примитивных, несоответствующих его возрасту, телепередач, что, по вашему мнению, не оказывает никакого положительного влияния на его развитие, следует отнестись к его выбору с большим пониманием, поскольку дети на подсознательном уровне выбирают для просмотра те передачи, которые восполняют какие-либо пробелы и недостатки знаний. Даже в том случае, если это будет простой просмотр рекламы. Может быть, короткие, яркие и шумные эпизоды особой пользы и не принесут, но в них заложена по максимуму информация о моделях взаимоотношений, воспринимающаяся намного эффективнее детьми, которые не могут сосредоточиться в течение длительного периода времени.
Рациональность организации просмотра.
Хотелось бы отметить, что есть такие родители, которые сажают ребенка перед телевизором уже в возрасте одного года, дабы пока ребенок «при деле» заняться домашними делами или просто отдохнуть. При этом они совершенно даже не думают о вреде этого мероприятия для малыша. Мелькание, громкий звук негативным образом сказываются на психике и нервной системе малыша, при этом никто даже не контролирует, что именно он смотрит. Все это может вызвать переутомление органов зрения, а нередко и нарушениям работы нервной системы.
Продолжительность просмотра ребенком телевизора зависит от его возраста. Каждый возраст имеет свои временные ограничения просмотра телевизора. Ребенку разрешен просмотр телевизора с двухлетнего возраста и не более 15-20 минут в сутки. Для разнообразия можно разбить это время на несколько приемов просмотра. Время просмотра телепередач увеличивается с возрастом ребенка. Так, например, для дошкольника допустимое время просмотра телевизора составляется не более двух часов в сутки.
Оставлять ребенка наедине с телевизором не рекомендуется, поскольку кто-либо из взрослых обязательно должен контролировать то, что предпочитает смотреть ребенок. Лучше, если он будет смотреть детскую передачу, мультфильм, познавательный документальный фильм о животных, который, кстати, считается наиболее полезным для развития ребенка. Кроме того, находиться рядом с ребенком во время просмотра телевизора необходимо для того, чтобы следить за его реакцией или объяснять непонятные ему моменты. Может в данный момент ребенка необходимо будет успокоить из-за просмотренного сюжета, оказавшего на него негативное впечатление, или уберечь от просмотра передач, опасных для его неокрепшей психики. К тому же родители должны комментировать то, что смотрит ребенок, особенно маленький, поскольку из происходящего на экране он пока еще не все понимает, хотя может смотреть увлеченно и с интересом. Кроме того, следует разговаривать и обсуждать с ребенком просмотренные сцены или эпизоды. Такое диалог-обсуждение увиденного помогает ребенку раскрепоститься, способствует развитию его речи и увеличению словарного запаса.
После просмотренной телепередачи следует внимательно понаблюдать за ребенком в целях выявления пользы или вреда от такого времяпрепровождения. Даже если реакция у ребенка в норме после просмотра телевизора разрешать ему в неограниченном времени смотреть его нельзя, а уж о самостоятельном выборе того, что смотреть, и говорить нечего.
Кроме того, ребенок должен знать и научиться соблюдать правила поведения во время просмотра телевизора. Лучше всего родителям показывать это на личном примере, приобщая к этому и ребенка, при этом комментируя все действия. Следует приучить ребенка к тому, когда можно смотреть телевизор и как им пользоваться.
Родители должны донести до ребенка, что телевизор является не только развлечением, но и средством обучения и познания мира. В случае если при просмотре телевизора у ребенка отсутствует интерес, следует отвлечь его чем-то другим. Не нужно выполнять все его прихоти по первому сигналу. Приобщение к телевидению необходимо делать постепенно.
Просмотр телевизора имеет для ребенка немаловажное значение, но при этом важно, чтобы оно не стало для ребенка важнее отдыха, общения с ровесниками, прогулок, развивающих и обучающих игр и занятий. Поэтому рациональное распределение времени ребенка, в которое будет включен просмотр телепередач, принесет только пользу.
И напоследок, сейчас, наверное, в большинстве семей принято включать телевизор утром и выключать вечером, при этом его могут и не смотреть. В итоге все члены семьи живут в постоянном шуме и напряжении, а ребенок может смотреть телевизор, когда ему захочется. Это негативно сказывается не только на психике всего семейства, но и на психике ребенка, повышая утомляемость и вызывая раздражительность. Поэтому телевизор лучше всего включать в те моменты, когда вы решили что-то посмотреть. Но современные семьи уделяют недостаточное внимание тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких киногероев обожает.
Бесконтрольный поток информации может причинить вред здоровью физическому, психическому, духовному, и нравственному. В результате грань между добором и злом у дошкольника стирается. Ребенок копирует повадки, манеру поведения. При этом страдают творческие способности ребенка, фантазия, интеллект.
Уважаемые родители, призываем Вас быть внимательными к своим детям и рекомендуем:
1. Не поддаваться соблазну облегчить себе жизнь, посадив ребенка перед телевизором, а самим заниматься делами.
2. Помнить, что психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослым, а не с телевизором или компьютером.
3. Четко регулировать просмотр ребенком телепрограмм и работу за компьютером.
4. Контролировать время, проведенное ребенком у экрана (напоминаем, что оно не должно превышать 1 часа в день, в зависимости от возраста ребенка).
5. Не позволять ребенку просматривать рекламу, а также художественные фильмы, ориентированные на взрослую аудиторию.
6. Стараться следить за содержательностью и художественностью детских программ для того, чтобы исключить низкопробную видео - и телепродукцию.
7. Обговаривать и обсуждать с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что ребенок думает, чувствует, как он поступил бы в той или иной ситуации.
8. После обсуждения можно предложить малышу нарисовать героев фильма, игры или слепить их из пластилина и т.д. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций героев.
Помните, что новую информацию ребенок может получить не только с экрана телевизора или компьютера, а и из хорошей детской литературы или совместной игры взрослого и ребенка.

Сразу хочется отметить, что в идеале ребенок 5 лет не должен смотреть телевизор более 30 мин(!) в день. Не нужно крутить ему мультики круглосуточно и радоваться, что ребенок молча с интересом смотрит в экран.
В это время у него портится зрение, от телевизора исходит
излучение, которое ослабляет иммунитет.

 И заодно происходит торможение развития воображения. Это очень опасно, поскольку в 5-летнем возрасте у ребенка активно оно должно активно развиваться.
Ребенку сложно смотреть на быстро меняющиеся кадры. Он не
может сфокусироваться на происходящем на экране, от этого может сесть зрение.
Гораздо полезней показывай ребенку диафильмы, где картинки
показываются по одной, и ребенок сможет все рассмотреть.

Чем же мультфильмы могут помешать развитию воображения? Когда вы читаете ему сказку, ребенок представляет происходящее по-своему. Он придумывает, как выглядят главные герои, окружающая обстановка.
Размышляет над тем, как эта история могла бы продолжиться,
примеряет на себя роли действующих лиц.
Также полезно спросить ребенка после прочтения, кто ему больше понравился в сказке, на кого он хотел бы быть похож. Таким образом, развивается воображение.

 А в мультфильме все образы уже готовые, и ребенку нет смысла фантазировать, если и так все показано. И, конечно, главная опасность телевизора в том, что он отдаляет ребенка от матери. Ребенку необходимо живое общение с родителями, прогулки на свежем воздухе, совместные игры, рисование и чтение сказок.
Даже повседневную домашнюю уборку для ребенка можно превратить в увлекательное занятие, если поручить ему что-то несложное. И неважно, что пользы от его помощи нет, зато вы что-то делаете вместе, а это очень важно. Поэтому постарайтесь, чтобы телевизор в жизни вашей семьи играл второстепенное  значение, проводите больше времени с ребенком, и тогда он вырастет здоровым и психически, и физически.

В декабре в МБДОУ ЦРР – детский сад № 9 было проведено методическое мероприятие для родителей: Педагогический сундучок « Как уберечь ребенка от информационного «паука», где родители получили практические рекомендации по этому вопросу и обменялись мнениями и опытом своих семей.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.