Несклоняемые существительные.

10.12.2019

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Продолжить знакомство детей с несклоняемыми существительными.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

Совершенствование в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, в составлении предложений с этими существительными.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, памяти,  тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование  навыков сотрудничества, инициативности, ответственного отношения к выполнению заданий. Воспитание доброжелательности.

 Оборудование: ноутбук, проектор, доска, схемы для пальчиковой гимнастики, разрезные картинки, раскраски, цилиндр.

 

1.Организационный момент. Сегодня к нам в гости пришел Буратино  

Буратино очень любит сочинять стихи. Хотите послушать?

     Как-то рано по утру с другом сели мы в  метру,

      И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

 

      Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без шарфа…

       А вернее – я и ты без шарфа  и без пальты.

 

      Кенгура в кафу  зашёл. Занял там свободный стол.

      И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

 

      Вдруг какаду, схватив стакан, стал играть на фортепьян.

      Выпив кофа, какадю хохотал на всю киню.

 

      Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

      В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

-Буратино! Как много ошибок! Ребята, помогите исправить ошибки!  (дети исправляют ошибки)

-Какое правило не знает Буратино?

Слова ты эти твердо знай,

И в предложеньях не меняй.

Кофе, радио, пальто, пианино и кино,

И какао, и метро – как придумано хитро,

Если нам  встречаются – вовсе не меняются.

2.Объявление темы занятия. Сегодня на занятии мы будем продолжать работать с неизменяемыми словами. И познакомим Буратино с этими словами.

3.Начнем с блицтурнира. Игра «Ответь на вопросы». За каждый ответ – цветная карточка.

-Вы готовы?  

декоративная ваза для цветочного горшка-кашпо,

крупный попугай с хохолком на голове –какаду,

на этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас – пони,

 вынашивает своего детеныша в сумке – кенгуру,

 Самая маленькая птица на земном шаре – колибри,

Верхняя одежда, обычно ниже колена – пальто,

Настольная игра, состоящая в последовательном выставлении пластинок – домино,

создание движущихся изображений – кино,

автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда – такси,

Зёрна кофейного дерева – кофе,

Дорога, замощённая щебнем, а также всякая дорога с твёрдым покрытием – шоссе,

Тропическое дерево (шоколадное дерево), из семян которого вырабатывается масло, шоколад и порошок для приготовления питательного напитка – какао,

Сливочное или молочное мороженое в шоколаде – эскимо,

Клавишный музыкальный инструмент со стоячим корпусом и вертикально натянутыми струнами, разновидность фортепиано – пианино,

Решетчатые, сквозные ставни, укрывающие от света, но пропускающие воздух -жалюзи

Молодцы! А теперь вспомните все слова, которые вы назвали.  Если называете слово правильно, изображение предмета появляется на экране.                                                                                      

- Итак, какие это слова? (Неизменяемые слова.)

- Почему они так называются? (Потому что не изменяются.)

3. Игра «Сложи картинку».   Подойдите к столам, на которых лежат карточки такого же цвета. Переверните все карточки и сложите картинки. Назовите предметы ( облако, колибри, пианино, кенгуру)

4. Игра «Четвертый лишний». Садитесь на свои места. На доске выставляются эти 4 картинки. Какое слово лишнее? (облако)  

   Шимпанзе, кофе, конфета, пальто

   Пальто, какаду, пони, ручка

   Желе, птица, такси, эскимо

5. Зрительная гимнастика .                                   

6. Игра «Закончи предложение».                      

Сегодня мы познакомимся с новыми словами: фламинго и шимпанзе.

Птица с нежно-розовым оперением и длинными шеей и ногами - Фламинго

Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг – шимпанзе,

Необходимо закончить предложения словами птица и фламинго.  Сравниваются эти два слова.                                  

      1.   Дрессировщик выступает с ... птицей.
            Дрессировщик выступает с ... фламинго.

2.       Мальчик угостил семечками ... птицу.
  Мальчик угостил семечками ... фламинго.

 

  3.    Люди любуются красивыми ... птицами.
      Люди любуются красивыми ... фламинго.

- Также сравниваются слова обезьяна и шимпанзе.                  

1.     Дети с интересом наблюдали за ... обезьяной.
Дети с интересом наблюдали за ... шимпанзе.

2.     В цирке мы видели ... обезьяну.
В цирке мы видели ... шимпанзе.

3.     Дрессировщик принес мячик для ... обезьяны.
Дрессировщик принес мячик для ... шимпанзе.

Делаем вывод: Некоторые слова никогда не меняются и всегда произносятся одинаково.

7.Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три- руками три хлопка, головою три кивка,

На четыре ноги шире ,

Пять руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

8.Игры «Чего не стало?», «Что добавилось?»                    

Делаем вывод: Некоторые слова никогда не меняются и всегда произносятся одинаково.

9. Работа с текстом. ( )

- А теперь поучимся находить несклоняемые слова  в тексте.

- Как услышите  неизменяемое слово – выкладываем палочку.

Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой  поехали  в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами  в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!

- Проверка. Сколько услышали слов? (5)

  (Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони.)

Пальчиковая гимнастика    

Ой, ребята, погляди –
Кто там скачет впереди?
Лапы верхние малы,
Лапы задние длинны.
Прячет в сумку детвору,
А зовется – кенгуру.

- Какое неизменяемое слово вы услышали? (Кенгуру.)

10. Раскрасьте того, кого разрешили покормить хлебом             

11. На доске предложения:
Мне нравится бел...
Утром папа пьёт горяч... ,

Паша нарисовал длиннохвост...

                                                      
 В парке маленьк….   

 В цирке выступает смешн…  

11. Составьте  сами  любые предложения с упрямыми словами.

·        пальто

          Мама купила себе новое ….

          Она  обрадовалась новому …

          Мама довольна новым …

          Она  рассказала подруге о новом …

          Она  всегда мечтала о таком …

          Она  приколола брошку к своему …

          Мама будет носить осенью красивое  …

 

·        пианино

В музыкальном зале стоит  …

Музыкальный руководитель играет на  …

Картина висит над  …

На занятии дети подходят к …

 

·        какао

Я люблю пить …

На столе стоит чашка с  …

 

·        кино

 В кинотеатре я посмотрел интересное ...

 Я рассказал друзьям о …

 Они решили сходить в  ….

12. Итог

- Итак, какие это были слова? (Неизменяемые слова.)

- Почему они так называются? (Потому что не изменяются.)

13. Сюрпризный момент.  Посмотрите, Буратино оставил нам шляпу и платок

 Ребята, что это за шляпа? Пустая? (показать детям) В пустой шляпе оказываются драже (конфетки), которыми угощает детей.

 

                   

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.