ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

09.04.2021

   Логопедическая работа в дошкольных учреждениях общеобразовательного типа включают в себя несколько направлений. Это и коррекция нарушений речи у детей,  и стимуляция других психических функций, таких как слуховое внимание и речевая память, словесно – логическое мышление, развитие связной речи, звукобуквенного анализа и синтеза, развитие общей и мелкой моторики.

Среди причин речевых нарушений можно выделить:

·         Ухудшение экологической обстановки;

·         Дефицит йода и фтора;

·         Патологии беременности;

·         Родовые травмы;

·         Ослабленное здоровье детей;

·         Различные социальные причины;

 

   Среди социальных причин появления речевых нарушений прежде всего следует назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения. Еще один большой вопрос – это компьютеры и телефоны, в которых дети проводят очень много времени…

 

    Нарушения звуковой культуры, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слов, обеднение словаря, нарушения грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.

 

    Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в ее формировании принадлежит воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.

 

    Если одна из задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном ее развитии, то воспитатель должен заниматься ее формированием при нормальном стечении обстоятельств. Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.

 

    В детском саду широко используются различные игры на формирование звукового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые речью, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.

 

    Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, соблюдения заданного темпа в движениях. Нужно ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно развивать их мелкую моторику.

 

    Уточнение артикуляции и произнесения звука очень важно при работе по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Целесообразно совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием чистоговорок.  Воспитатели и родители должны говорить четко, выделяя наиболее значимые моменты, желательно в небыстром, умеренном темпе.

 

    Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков невозможно без предварительного развития артикуляционной моторики. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Со звуками речи детей знакомят в определенном порядке, повторяющем основные этапы становления детской речи при ее нормальном развитии.

 

     Предварительно необходимо выполнять артикуляционные тренировочные упражнения, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Комплекс такой гимнастики нужно делать 2 раза в день перед зеркалом. Такая последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.