13.06.2021
Русские народные игры
«Без народных игр
невозможно представить полноценное, веселое и увлекательное детство!»
Эффективным средством разностороннего развития, где
оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и
направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские
народные подвижные игры. Народные игры –
традиционное средство педагогики, издавна в них отражали быт русских людей, их
образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, смелости, чести. Подвижные
игры являются упражнением, готовящим ребенка к
жизни. Народные
игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в
игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
“Считалка” – это, обычно,
короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или
распределяют роли каждого в игре. Примеры старинной
считалки
Считалка-числовка
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били.
Притом денежки платили!
Кто не хочет платить– тому и водить!
Целый ряд детских игр
основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх
действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует
то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой . Песня
постепенно переходит в подвижную игру.
Народные
подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие
сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру
воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в
команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает
эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое
применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из
поколения в поколение.
Русские
народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные
игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Еще один большой «плюс» русских игр – игровой инвентарь можно
в избытке найти в любом доме.
Игры, отражающие отношения человека и природы
Игры
подобной тематики: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай»,
«Пчёлы», «Игра в коршуна», «Волк и утки», «Иван-косарь и звери», «Селезень и
утка» и др.
Игры по религиозно-культовым мотивам
Игры
данной тематики: «Пахари и Жнецы«; « Иван-косарь и звери«; «Люлька«; « Водяной»; «Черти в
аду»; «Дедушка-рожок» и др.
Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Игры
данной тематики: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов», «Баба Яга», «Охотники
и утки» и др.
Игры на находчивость, быстроту и координацию
Игры
данной тематики: «12 палочек», «Салки», «Золотые ворота», «Кубарь», «Горелки»,
«Жмурки», ««Городки», «Лапта», «7 Камней» и др.
Военные игры
На
Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства
мальчишек.
Игры
данной тематики: «Кулачный бой», «Лапта», «Снежки», «Палочный бой»,
«Казаки-разбойники», «Всадники и кони» и др.
"Перебежки"
На
противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома, расстояние между
ними 10-20 м. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В
середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой.
Водящий их не пропускает, он старается осалить перебегающих.
Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в
которой оказывается большее число игроков в конце игры.
"Кошка
и мышка"
Играющие
перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и
встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка - в круге. Кошка
старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед
ней, она старается подлезть под ворота, играющие приседают, и не пропускают ее
в круг. Когда кошка проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и
мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же
кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают
новых кошку и мышку.
Правила.
1.
Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом.
2.
Играющие открывают ворота только для мышки.
"Жмурки"
Играющие
выбирают "кота", завязывают ему глаза платком, он теперь жмурка.
Подводят его к двери и поют:
- Иди, кот, на порог,
Где сметана и творог!
Повернись пять раз,
Лови мышек, а не нас!
После
этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят
на четвереньках (далеко отходить и прятаться нельзя). Если кот подойдет
близко к какому-нибудь предмету, о который можно удариться, его предупреждают,
говоря: "Огонь!" Когда кот ("Жмурка") поймает кого-либо их
детей, тот занимает его место, и игра повторяется.
"Огородник"
В
центре большого круга ставят "пенек" (стульчик), в круге складывают
колышки (или игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят
за кругом. "Огородник" сидит на пенечке и тешет "колышки",
при этом приговаривает:
-
На пенечке я сижу,
мелки колышки тешу, огород ращу.
С
окончанием слов, играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки
(овощи). Ребенок, до которого дотронулся "огородник",
выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.