20.09.2021
Речь – это
способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от
умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является
показателем уровня умственного развития малыша.
Речь начинает формироваться и
развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми.
Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является
основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный,
протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении
разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств,
впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса
развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Речевые области мозга ребенка
формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней
и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество
рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга.
Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными
и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А
наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может
быть интереснее игры?
Игра – это ведущий вид
деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться.
Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети,
которые много времени проводят с малышом.
Игра должна быть интересна обоим
– и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный
для ребенка и неприятный для взрослого.
Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих
развитию мелкой моторики рук и речи:
1. Пассивная гимнастика для
пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой
массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого
массажа 3-5 минут.
2. Активная гимнастика для
развития мелкой моторики:
• Вот какие разные! Ребенку по
очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна,
атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только
новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете
складывать все материалы.
Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для
ребенка!
• Пирамидки. Дети очень любят собирать
и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той,
у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая
игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.
• Сборные матрешки. Деревянная
матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша,
традиционная народная дидактическая игрушка.
• Белкины гостинцы. Расскажите
ребенку, что встретили на улице белку, которая передала для малыша грецкий орех
или шишку. Предложите ребенку положить предмет между ладонями и делать круговые
движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж
ладошек и пальчиков.
• Лепим из пластилина. Купите
ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку.
Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто
для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим.
Рецепт теста для лепки: 150 г
пшеничной муки высшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то
есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной
воды, чайная ложка детского крема.
• Рисуем пальчиками. Можно
предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть
специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были
нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии,
геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но
и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную
крупу. Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.
• Бусы. Вы можете найти в продаже
готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую
игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или
пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в
произвольном порядке.
К таким играм, относятся
различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для развития мелкой
моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
• Разноцветные прищепки. Из
картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг
для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у
ребенка получается солнышко или ежик.
• Золушка. Данная игра проводится
только под присмотром взрослого. В миске смешиваем белую и красную фасоль
(позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок
сортирует крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку выложить крупой
какую-то картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).
Важно: при
игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком! Дети
очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!
3. Упражнения без речевого
сопровождения, когда взрослый показывает ребенку определенные движения руками,
а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).
4. Упражнения с речевым сопровождением
(различные пальчиковые гимнастики «Замок», «Семья», «Кулачок», «Овощи»,
«Засолка капусты»).
«Замок»
На двери висит замок. Соединить
пальцы обеих рук в замок.
Кто его открыть бы смог? Пальцы
сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.
Мы замочек постучали, Не
расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.
Мы замочек покрутили, Движения
сцепленными пальцами от себя к себе.
Потянули. Пальцы
сцеплены, руки потянуть в разные стороны.
И открыли. Расцепить
пальцы.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, Руку
сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! Энергично
сжать руку в кулак несколько раз.
Как вы могли убедиться, игры
просты, и многие из них можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою
простоту, они очень интересны и увлекательны.
Играйте с ребенком, общайтесь с
ним, у вас все получится! Удачи вам