24.11.2021
«Скандинавская
ходьба в детском саду»
Одной из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ является
«Скандинавская ходьба».
Ходьба с палками или северная ходьба, скандинавская ходьба,
нордическая ходьба, финская ходьба (англ. Nordic Walking) – это вид ходьбы на
свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких
прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной
системы. Расход энергии увеличивается на 40–45% по сравнению с обычной быстрой
ходьбой без палок.
Причины, по которым используется
скандинавская ходьба в дошкольном учреждении:
Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект,
достаточно несколько занятий. При регулярной ходьбе с палками сама собой
изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка,
снижается нагрузка на суставы.
Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста
детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в
компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг
– и ты уже идешь к здоровью.
Основные задачи использования
северной ходьбы для дошкольников:
- Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения,
повышение функциональных возможностей организма.
- Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы,
выносливости, скоростно-силовых и координационных.
- Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование
адекватной оценки собственных физических возможностей.
- Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в
свободное время, организация активного отдыха и досуга.
- Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств
личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических
состояний.
Принципы использования скандинавской
ходьбы в работе с дошкольниками.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд
принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в занятиях
физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных
последствий.
Занятия проходят 1 раз в неделю, начиная со старшего возраста.
Тренировочный процесс предполагает:
·
соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту,
полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие,
физическая подготовленность) детей;
·
постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и
времени тренировочного занятия;
·
правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха;
·
повторение различных по характеру физических нагрузок.
Чтобы начать занятия северной ходьбой в первую очередь
необходимо подобрать детям удобные палки нужной длины. Высота палок
рассчитывается для каждого ребенка по формуле:
Где А – высота палок
в см, а В – рост ребёнка в см А=В*0,7
Методика организации скандинавской
ходьбы в дошкольном учреждении
Наиболее предпочтительное время для начала занятий – осенний
период.
Занятие по нордической ходьбе должны начинаться с разминки рук и
ног, а также нескольких упражнений на разогрев мышц туловища. Например,
·
поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполняли перекаты
с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде;
·
прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и
вверх-вниз;
·
наклоны и вращательные движения туловищем.
Необходимо напоминать детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с
перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить,
спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.
Продолжительность нордической ходьбы – от 20–25 мин в старшей
группе, и до 30–35 мин в подготовительной группе.
Нордическую ходьбу проводится в конце прогулки, поскольку после
активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада.
Основное в методике обучения детей 5–7 лет – образование условных рефлексов,
связанных с ощущением скандинавских палок.
На первых занятиях палки даются на 5–10 минут, постепенно это
время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно
выходить с ними за территорию детского сада.
Использование палок способствует
более эффективно:
·
Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
·
Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
·
Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
·
Улучшить работу сердца и легких.
·
Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем
шеи и плеч.
·
Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких
усилий.
·
Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных
прогулок и экскурсий.
Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей,
повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья,
здорового образа жизни, их систематическое валеологическое просвещение
способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.