14.12.2021
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Бывают разные: от простых до тяжёлых, от
физиологических, связанных с возрастными особенностями, до стойких, требующих
срочной коррекции.
Задача логопеда:
1. Коррекция звукопроизношения.
Этапы:
- подготовительный (тренировка движений органов
артикуляционного аппарата);
- этап появления звуков (постановка звука);
- этап усвоения звука в речи (автоматизация, отработка
звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах);
2. Развитие фонематического восприятия - способности
воспринимать и различать звуки речи - фонемы. Его нарушение приводит к тому,
что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или
сходные по артикуляции звуки речи.
3. Формирование слоговой структуры слова.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски
или добавление лишних звуков, пропуски или добавление лишних звуков и слогов,
значит, структура слова воспроизводится неверно.
4. Расширение словаря и формирование грамматического
строя речи.
К пяти годам ребёнок говорит развёрнутыми фразами,
используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно
согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и
пр. Словарь пятилетнего ребёнка составляет 3-4 тысячи слов, в нём представлены
все части речи; ребёнок активно использует словосочетание и словотворчество.
5. Работа над умением составлять рассказы, пересказы.
Виды
речевых нарушений
Многие родители, слыша от логопеда речевые диагнозы
деток, волнуются и пугаются. Но если разобраться, то все логопедические
диагнозы поддаются лечению - частичной или полной коррекции. Что же на самом
деле значат такие загадочные слова, как "дизартрия" и
"ФФНР"
Речевые нарушения делятся на устные и письменные.
Письменные - это нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). О них можно
говорить с начала обучения в школе. До школы - только об их предпосылках и
нарушениях устной речи.
Самые частые нарушения дошкольников - это алалия,
дизартрия и дислалия.
Алалия
Полное или частичное недоразвитие речи у детей при
сохраненном физическом слухе, обусловленное поражением речевых отделов
головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития малыша.
Различают моторную алалию, когда ребёнку сложно воспроизводить речевые движения
и сенсорную, при которой нарушено понимание речи. Диагноз "алалия"
чаще всего ставят трёхлеткам, которые до 3 лет "молчали" и
"мычали". Такие детки нуждаются в регулярных занятиях с логопедом по
развитию всех компонентов речи: понимание речи, улучшение грамматики,
обогащение словаря, произношение
Прогноз. Может быть
разный, исходя из особенностей ребёнка, но положительная динамика всегда
прослеживается.
Дизартрия
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
параличом мышц речевого аппарата. У детишек наблюдается смазанная речь -
"каша во рту", Дети-дизартрики отказываются от грудного вскармливания
и позже - от твёрдой пищи, так как нужно прикладывать большие усилия, чем при
сосании из бутылочки и потреблении протёртых продуктов. Часто наблюдается повышенное
слюноотделение, не связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения
наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику.
Прогноз. При
одновременном медика-метозном лечении и занятиях с логопедом удаётся добиться
положительной динамики. Зачастую после прекращения занятий наблюдается утрата
полученных навыков. Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять
внимание речи: нужно обязательно овладеть азами логопедического массажа и
другими "секретами" логопеда, чтобы поддерживать речь на уровне.
Дислалия
Самое простое речевое расстройство, когда нарушено
только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки
стойко закрепляются в речи. Если после долгих занятий желаемого результата
добиться не получается или результат "уплывает", есть смысл говорить
о стёртой дизартрии.
Прогноз. Если речь
ребенка до 4,5-5 лет понятна. а страдает какой-то звук или группа звуков
(скажем, вместо Ш и Ж, произносится С и З), то прогноз хороший.
Заикание
Нарушение темпа, ритма и плавности устной речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания
бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается
в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются
быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики.
Прогноз. Важно, чтобы
родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша закончить
свою мысль, а помогали её сформировать. Так заикание может плавно и незаметно
исчезнуть.
Выше описаны часто встречаемые речевые нарушения среди
детей из медицинской классификации. Но популярна и педагогическая
классификация.
ФФНР
К группе с фонетико-фонематическими нарушениями речи
относятся детки с нормальным интеллектом и физическим слухом, но нарушением фонематическим.
Наблюдается и нарушение произношения.
ОНР
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и
интеллектом. Это сложные речевые расстройства, при которых нарушено
формирование как звуковых, так и смысловых сторон речи.
ВАЖНО
Какое бы логопедическое нарушение не было у ребёнка,
во многом эффективность его коррекции зависит от желания родителей улучшить
речь чада. Регулярность занятий с логопедом обязательно нужно подкреплять
домашними тренировками. Взрослые должны искренне верить в успех ребёнка.
Вовремя исправленная речевая патология не выльется в социальную проблему
общения и ошибки на письме в школе.