22.01.2022
Начало
обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он
будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.
Одни ученые и методисты выступают категорически против обучения письму в дошкольном возрасте, даже в
подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью
организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения
его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие,
напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в
начальной школе можно избежать при проведении подготовительной работы на дошкольном этапе.
Письмо – это
сложный навык,
включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму –
сложный вид работы для любого малыша. Техника письма требует согласованной
работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма
необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к
6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного
мозга и развитие
практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Одна из причин трудностей в овладении
письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук ребенка. Это
проявляется в неумении держать карандаш, ножницы, кисть.
Практика
показывает, что наибольшие трудности возникают при выполнении графических упражнений.
Причиной этого так же является отсутствие у ребенка интереса к выполнению
определенных заданий связанных с ручной умелостью.
Без
побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не
усваивают навык письма.
Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму,
является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.
Для того чтобы ребенок научился правильно держать карандаш или ручку, я
рекомендую приобрести их со специальными «норками» для
большого и среднего пальцев. Они есть в продаже, как для правшей, так и для
левшей. После того, как сформируется навык правильно держать карандаш, можно давать
обычную шариковую ручку.
Формирование
интереса к графическим упражнениям
следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые
и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй
рисунок по точкам», «Соедини точки», «Повтори узор», «Дорисуй
предмет», «Проведи героя по лабиринту»… Эти игровые упражнения
обеспечивают подготовку руки ребёнка к письму и дают возможность в дальнейшем
выполнять более сложные задания.
Родителям необходимо
поддерживать интерес своего ребёнка к занятиям по развитию графических навыков:
* создать
необходимые условия (бумага, тетради в клетку, всевозможные прописи для дошколят, карандаши и другие «рисующие» предметы);
* обеспечить
усложнение графических
упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи;
* формировать
правильные навыки
выполнения графических упражнений (посадка за столом,
правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы);
*активизировать
интерес ребёнка к графической
деятельности («Напиши «письмо» другу»);
*включение графических упражнений
в сюжетную игру (выписывание рецептов в игре в больницу, ведение бортового
журнала в игре «Морское плавание», выписывание чека в игре «Магазин»);
*демонстрация заинтересованности
занятиями ребёнка, одобрение и похвала
результатов детской деятельности.
Обращая
внимание на успехи в графической
деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к
письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Зрелость
мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля.
Это ловкость пальцев и кистей рук, умение координировать их движений. Для развития мелкой
моторики рук используются следующие приёмы и упражнения:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- пальчиковые игры;
- лепка из различных материалов;
- выполнение
движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, сортировка разных вдов
круп, завязывание верёвочек,шнурков, застёгивание пуговиц, вырезание
ножницами);
- специальные упражнения для
подготовки руки к письму.
Опыт графических упражнений
ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки,
обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, обводя трафареты.
Успешность
формирования графического
навыка во многом зависит от уровня развитиядругих
учебно-важных качеств:
- способности принимать задачу и
произвольно управлять своими действиями;
- зрительного анализа и
зрительно-двигательной координации движений руки;
-навыков пространственной
ориентации.
Для этого
проводятся игры на развитие
внимания, мышления, памяти.
Если графические навыки сформированы
неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму,то
возникают следующие трудности:
- низкий темп письма;
- быструю утомляемость при письме;
-
неровную «дрожащую» линию;
- трудности в написании овалов;
- слишком сильный нажим;
- трудности в
воспроизведении формы графических
элементов;
-
несоблюдение графических
элементов;
- сползание букв со строки;
- массу ошибок при написании букв,
сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
Чтобы
избежать этих трудностей, необходимо заранее позаботиться о формировании у
ребенка графических
навыков.
Желаю успехов
Вам и вашим детям.