11.07.2022
Огромная роль в развитии
и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности в
дошкольном возрасте. Игра для ребенка- это неотъемлемая часть его жизни.
Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьезным нарушениям
его личностного развития.
На четвертом году жизни
у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с
воображением (принятие на себя роли того или иного персонажа, способность
воплотиться в ней, побыть в воображаемой ситуации). Взрослый, когда
ребенок еще не владеет ролевым поведением, помогает ему выбрать какую-либо
роль, создает игровую ситуацию, воплощает ее в контексте сюжета. Родитель и
педагог играют немаловажную роль на данном этапе постановки игры. В этом
возрасте дети только учатся играть со сверстниками, а многие предпочитают
играть самостоятельно, проигрывая сразу несколько ролей.
К младшему возрасту
ребенок чаще всего имеет представление о существовании определенных социальных
ролей (продавец, парикмахер, мастер маникюра, строитель, курьер и т.д.).
Взрослый может также познакомить ребенка с другими ролями, с которыми малыш еще
не знаком. Но перегружать ребенка данным видом деятельности тоже не стоит, так
как чаще всего он еще не способен удерживать внимание более 15 минут.
К трем годам ребенок,
при условии успешного развития игровых умений может называть себя именем героя,
хотя сама игра состоит из довольно простых действий, например, малыш катает
машинку (он-водитель), строит стену из конструктора(он-строитель), причесывает
куколку – парикмахер.
В 3-4 года у ребенка
проявляется больший интерес к сверстникам. Дети пытаются взаимодействовать друг
с другом, но чаще играют «не вместе, а рядом», с удовольствием выполняют
предложенную им роль, включаются в коллективные подвижные игры. В этом возрасте
большее внимание ребенок уделяет игрушке, а не партнеру-взрослому или
сверстнику, поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы ребенок все чаще
переключал внимание с игрушки на «партнера». Чтобы данная задача была
выполнена, необходимо стать интересным, привлекательным для него. Не стесняться
быть смешным, вспомнить себя в детском возрасте, отвечать на вопросы, слушать и
прислушиваться к ребенку, задавать наводящие вопросы, направлять его на
создание игровой ситуации. Задача взрослого состоит в том, чтобы на своем
примере научить дошкольника вести диалог, формируя у него ролевую речь,
обращенную к партнеру.
Из сюжетов, используемых
детьми в возрасте 3-4 лет в игре, наиболее востребованы игры с куклами,
являющимися для малышей самыми близкими партнерами в игре, чаще всего как для
девочек, так и для мальчиков. Взрослому необходимо ориентировать ребенка на
взаимодополняемые роли (мама-дочка, покупатель-продавец), где в качестве
партнера выступает не игрушка, а человек (взрослый). Вести с ребенком диалог,
проигрывать различные бытовые ситуации, давая ребенку самому придумывать и
развивать их, задавать вопросы, чтобы, опираясь именно на ваш пример, он мог в
детском саду или на площадке проигрывать похожие ситуации со сверстниками. Ваша
помощь ребенку просто необходима, так как в возрасте 3-4 лет опыт не позволяет
ему самому вести разнообразную игру. Поощряйте его малейшие успехи. Это в дальнейшем
поможет ребенку не бояться воображать, и он всегда с удовольствием будет
проводить с вами время. Проводите с ребенком больше времени, предлагая ему
различные виды деятельности, в то же время не забывайте, что ему нужно время
для отдыха, даже во время игр.
Проводите с ребенком как
можно больше времени. По-возможности, на время игры, уберите телефон, выключите
телевизор, чтобы вас ничего не отвлекало. Ведь время, проведенное вместе с
ребенком бесценно!