21.11.2018
В настоящее время на дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех на выходе во многом зависит от правильного старта. Чтобы эффективно справиться с такими задачами, системе дошкольного образования нужны преобразования, в том числе в части признания равноценной значимости различных источников образования - семьи, информационно - образовательной среды, системы дополнительного образования и, главное, познавательной. творчески- преобразующей активности самого ребенка, формирующейся на этой основе компетентности. Определить характер преобразований, структурировать преобразующие действия администрации и педагогов призван Федеральный государственный стандарт дошкольного образования,утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 ««Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ( зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013г., рег. № 30384) вступил в силу с1 января 2014г.
Стандарт дошкольного образования- это изменение всей системы образования, направленной на поддержку позитивной социализации и индивидуализации.
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования( далее - индивидуализация дошкольного образования). Это основополагающее положение ФГОС является принципом индивидуализации дошкольного образования.
Задачи, которые решают педагоги МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 в соответствии ФГОС, согласно этому принципу:
ü Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
ü Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и весь спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая ООП ДО
(т.е. основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР – детский сад № 9)сформирована как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Вступая в многоплановые отношения с окружающим миром, ребенок учится, получает свое первое персонифицированное образование. Постепенно формируется и проявляется индивидуальный стиль его деятельности, вызревает интегральная индивидуальность личности. Сплав потенциальных и реализованных возможностей, результаты взаимодействия с миром у каждого ребенка свои. Вместе они составляют сущность индивидуализации образования.
Ребенок с раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено актуальной информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития, и реализации потенциала конкретного ребенка безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, общественными стереотипами) идеала. Это определяет и необходимость изменения в организации образовательного процесса. Облеченные профессиональной ответственностью взрослые (воспитатели и специалисты) МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 понимают и признают равноценность различных источников образования, главными из которых для дошкольников являются семья и собственная преобразующая творческая деятельность. Дошкольный возраст и дошкольное детство являются периодом наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации образования. Индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребенком) и тем, кто стремится повлиять на его выбор. Ребенку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах.
Таким образом, индивидуализация образования понимается педагогами МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 не просто как технологическая особенность современного педагогического процесса, но прежде всего как условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.
Оцениваем индивидуальные достижения детей
Модернизация системы образования вносит свои коррективы в устоявшуюся деятельность дошкольных образовательных учреждений. Законодательные акты и нормативно- правовые документы последних лет, отражающие политику государства в области образования, указывают на необходимость повышения качества дошкольного образования, улучшения результативности педагогической деятельности, соблюдения новых требований при организации образовательного процесса.
Согласно п.3.ст.28 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится «индивидуальный учет результатов освоения воспитанниками образовательных программ и поощрений воспитанников, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и ( или) электронных носителях».
Согласно ст.44. гл.4 п.3, п.4, п.6. , п.8. Федерального закона от 29.12. 2012 № 273- ФЗ ««Об образовании в Российской Федерации» родители(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
üзнакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
üзнакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
ü получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
üприсутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
В соответствии с п.3.2.3. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155(далее ФГОСДО), при реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 проводится оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка проводится воспитателями и специалистами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Исходя из этого, в МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 определен, принят на педагогическом совете и утвержден приказом заведующего комплекс следующих мероприятий:
Ø Разработка положения об учете индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР – детский сад № 9;
Ø Определение показателей оценки развития детей и подбор диагностического инструментария;
Ø Разработка формы, карты учета индивидуального развития детей;
Ø Разработка карт индивидуального развития для воспитателей и индивидуального образовательного маршрута для специалистов;
Ø Журнал учета результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МАДОУЦРР – детский сад № 9;
Ø Разработка формы журнала динамики достижений воспитанников ( соответствие возрастным ориентирам на основании данных диагностики) по возрастным категориям , по кварталам в соответствии с программными задачам каждой образовательной области.
Разработанное положение об учете индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования определяет порядок проведения данной процедуры в МАДОУ ЦРР – детский сад № 9, а также права, обязанности и ответственность задействованных в ней участников образовательного процесса.
В качестве показателей оценки развития детей педагогами МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 были выбраны показатели, предложенные Н.В.Верещагиной в « Журнале диагностики педагогического процесса в разных возрастных группах» в соответствии с ФГОС ДО. В группе раннего возраста ( с 1,6 до 2-х лет) проводится диагностика нервно- психического развития по К.Л.Печоре.
Диагностические таблицы позволяют не только провести анализ развития конкретного ребенка, но и определить общегрупповую тенденцию развития воспитанников.
В карте учета индивидуального развития ребенка фиксируется состояние развития каждого показателя на начало и конец года и, соответственно, формулируются выводы, являющиеся основанием для организации индивидуальной работы с воспитанниками, а затем выводы по результатам ее проведения.
В течение года педагоги проводят плановую индивидуальную работу с детьми по развитию тех показателей, необходимость развивать которые была выявлена при первичной диагностике, с фиксацией в журнале содержания и результатов работы.
Методической группой МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 была разработана «Карта индивидуального развития ребенка», куда вносятся данные о ребенке, его проблемные направления, формы и приемы активизации работы с конкретным ребенком, рекомендации и задания родителям, а также пожелания от родителей, позитивные проявления и т.д. Все эти показатели оформляется в диагностический паспорт воспитателем, а специалисты заполняют в карте индивидуальный образовательный маршрут.
С целью разработки отчетной документации, которая давала бы объективную и достоверную информацию о развитии личности воспитанников, состоянии и результатах воспитательно- образовательного процесса, методической группой МАДОУ ЦРР – детский сад № 9 также были разработаны «Журнал учета результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования МАДОУЦРР – детский сад № 9»;
«Журнала динамики достижений воспитанников» (соответствие возрастным ориентирам на основании данных диагностики) по возрастным категориям , по кварталам в соответствии с программными задачам каждой образовательной области.
Информация о динамике достижений воспитанника, его развитии или, наоборот, отставании в усвоении той или иной задачи сообщается родителям по запросу. Использование с этой целью журнала дает возможность педагогу предоставлять информацию о конкретном ребенке, не сравнивая его с другими детьми и не разглашая информацию об успехах или трудностях.
Ведение данных журналов не является подменой диагностики воспитанников ДОУ, которая проводится традиционно в начале и в конце учебного года с помощью специальных методик.
Таким образом, журналы дают возможность педагогам знакомить родителей ( законных представителей) детей и контролирующие органыс ходом и содержанием образовательной деятельности дошкольного учреждения, оценивать качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования МАДОУЦРР – детский сад № 9,анализировать и конкретизировать содержание индивидуальной работы с детьми.