05.03.2024
...а также нет бабушек, нянь и прочих
спасительниц женского пола,
многим, даже очень хорошим и
заботливым, папам становится не по
себе. Еще бы. Счастливый ребенок
наконец-то получает папу в
полное и безраздельное владение и
жаждет праздника общения!
Причем непрерывного!
Небольшая предварительная подготовка
и знание элементарных
игр помогут вам не только с честью,
но и с удовольствием выйти из
затруднительного положения!
«Лужок с цветами»
Немного увлажнить акварельные краски.
Смочить в краске пальцы
(каждый палец — своей краской) и на
листе бумаги, ставя отпечатки
пальцев, «нарисовать» травинки, цветы
и т.д. Лепестки цветов
пририсовываются фломастером вокруг
отпечатков (от 4 лет).
«Железная дорога»
Нарисовать фломастером поезд. Затем
«посадить» в каждый вагон
какое-нибудь животное — в один,
например, слона, в другой утку и т.п.
Родители и ребенок рисуют поочередно
или вместе (от 5 лет).
«Поиск»
Сообща рассматривать книжку с
картинками. Например, взрослый
говорит: «Я вижу что-то, оно красное!
Что это?» Когда это что-то будет
найдено, поменяться ролями (от 3
лет).
«Выдумывать истории»
Выбрав интересную картинку в
иллюстрированной книжке, можно
сообща придумать к ней совершенно
новую историю (от 5 лет).
«Вылепить ежика»
В парке или лесу насобирать коротких
тонких палочек. Сделать из
пластилина короткую толстую колбаску
и воткнуть в нее собранные
палочки — получится ежик (от 3 лет).
«Цепная реакция»
Костяшки домино установить на
короткое ребро одну за другой.
Прикоснуться к последней в ряду — все
костяшки попадают. Из
домино можно еще построить высокую
башню (от 4 лет).
«Тренировка памяти»
На подносе укладываются шесть
различных небольших предметов,
например игрушечный автомобиль,
конфетка, карандаш, точилка,
расческа, ложка... В течение
короткого времени ребенок запоминает,
что лежит, потом поднос чем-нибудь
накрывают. Что под покрывалом?
Когда задание будет выполнено, можно
поменяться ролями (от 5 лет).
«Солнце»
Нарисовать на бумаге большой желтый
круг. Затем поочередно (один
штрих делает ребенок, следующий —
папа и т.д.) пририсовать к
солнцу как можно больше лучей (от 3
лет).
«Змея»
Нарисовать большую змею. Теперь нужно
разрисовать змеиную кожу,
поочередно нанося разноцветными
фломастерами узор из звездочек,
точек, волнистых и зигзагообразных
линий и т.д. (от 4 лет).
«Пикник»
Игра развивает фантазию, учит владеть
своим телом и управлять
эмоциями. Папа и ребенок (дети)
отправляются в воображаемый
поход. По дороге они преодолевают
различные препятствия:
поднимаются в горы
(лестница-стремянка, диван и т.д.), спускаются в
овраги, переправляются через реки
(ковровая дорожка, полотенце),
пролезают под упавшими деревьями
(стулья). В пути, их может
застать гроза (можно включить кассету
с музыкой или звуками
природы). Кульминацией является
пикник, разложенный на «поляне».
«Куда пойдешь и что найдешь»
Эта игра поможет научить ребенка
лучше ориентироваться в
пространстве, определять направление
движения, обозначая его
словами: вперед — назад, влево —
вправо, вверх — вниз. Папа
прячет игрушку в комнате, а малыш
должен ее найти. Взрослый имеет
право помочь только словами, указывая
направление движения.
Потом родитель и ребенок меняются
ролями. Позднее можно
включить в движение счет: «Сделай три шага налево, два направо...»
«Кто быстрее соберет»
Собирать можно что угодно: пуговицы,
игрушки, вещи — все, что
попадется. Главное в этой игре —
соревнование. Особенно хороша
эта игра перед приходом мамы.
«Волшебное перышко»
Материал: два перышка.
Два перышка лежат на «старте». По команде
папа и малыш начинают
дуть на свое перо. Чье перышко первым
достигнет цели — тот и
выиграл.
«Спящий пират»
Эта игра тренирует реакцию и помогает
быстро успокоить
перевозбудившегося ребенка. Взрослый
стоит или сидит с закрытыми
глазами. В руке (кармане) у него
конфета — это сокровище пирата.
Ребенок должен подкрасться так, чтобы
пират не услышал ни звука.
Если пират что-то услышал — он
открывает глаза, но если ребенок
«замер» (стал будто бы невидимым) —
пират снова засыпает.
«Камень, ножницы, бумага»
Папа и ребенок произносят хором слова
«камень, ножницы, бумага» и
в такт качают кулаками. Как только
прозвучало последнее слово,
пальцами нужно изобразить один из
этих трех предметов (камень —
сжатый кулак, ножницы — кулак с
выставленными вперед
указательным и средним пальцами,
бумага — раскрытая ладонь).
Ножницы режут бумагу — ножницы
побеждают, бумага заворачивает
камень — бумага побеждает, камень
тупит ножницы — побеждает
камень. В игру нужно играть быстро.
...а еще бывает все наоборот! Мама
решает остаться дома, а
папу с ребенком отправляет не просто
на прогулку, а в магазин или,
например, в сберкассу (мало ли что
маме может в голову прийти!). Эта
ситуация для пап тоже хоть и
приятная, но ответственная и слегка
пугающая. Ведь, как правило, их обязательно
поджидает
«небольшая» очередь в банке, у
прилавка в магазине или в РЭУ,
когда нужно получить какую-либо
справку. И хотя ожидание в нашей
жизни и обычное явление, мало кто из
наших детей умеет быть
терпеливым. Не волнуйтесь. Ведь есть
отличные способы любое
ожидание превратить в игру!
Будьте всегда предусмотрительным.
Специально для ожидания в
очереди возьмите с собой различные
предметы, которые можно
использовать как игрушки. В этом
случае любая вещь окажется
полезной: маленький блокнот и цветные
карандаши, спичечные
коробки-машинки и хорошая книга.
Окружающее пространство тоже
можно использовать как важный элемент
игры. Стены, мебель, люди
вокруг помогут формированию различных
навыков у ребенка и
сделают ожидание более приятным.
«Назови три предмета»
Эта простая игра учит
классифицировать предметы. Вы или ваш
ребенок выбираете какую-либо тему —
автомобили, животные,
государства, способы путешествия,
дурные привычки, телеканалы — и
говорите: «Назови три...» (на одну
тему, из одной категории
предметов). Если вы играете вдвоем,
выбирайте тему по очереди.
Если с вами несколько детей, то вы
предлагаете каждому отдельную
тему, и даете время подумать. Или
дети сами устанавливают, кто
предлагает тему, а кто отвечает. Как
только ребенок назовет три
предмета, он меняется с ведущим
местами.
«Соедини буквы»
В разных местах на листке бумаги
напишите печатные буквы,
предположим от А до Д. Пусть ребенок
соединит их в алфавитном
порядке. Когда он выучит эту часть
алфавита и сможет узнавать буквы
в книжке, добавьте еще несколько
букв, и пусть малыш снова
соединит их в алфавитном порядке.
Можно то же самое проделать с
цифрами. Начните с простых
упражнений, постепенно усложняя их.
«Каракули»
Вместе с ребенком по очереди
нарисуйте на листе бумаги прямые и
кривые линии, пересекающие друг
друга. Затем зарисовывайте
участки, ограниченные этими линиями,
сплошными штрихами разного
цвета, крапинками, клеточками,
зигзагами и т.д.
«Физические упражнении»
Если ваш ребенок не любит сидеть на
одном месте, предложите ему
несколько физических упражнений.
Можно, например, готовиться к
Олимпийским играм по определенным
видам спорта.
Первый вид — прыжки на одной ноге.
Ребенок должен прыгнуть 20
раз, не касаясь другой ногой земли
(убедитесь, что трудность
упражнения соответствует возрасту и
возможностям ребенка).
Второй — соревнование по ходьбе
крошечными шажками. Малыш
должен преодолеть дистанцию, ставя
одну ступню прямо перед
другой, чтобы каждый раз пятка
касалась носка.
Третье задание — задержать дыхание,
пока вы считаете до 10 (только
постарайтесь считать достаточно
быстро, чтобы ребенок мог
выиграть).
Наконец, в последнем виде
соревнований вы по очереди называете
10 разных частей тела, и каждый раз
малыш должен подвигать одной
из них.
Смысл занятий в том, чтобы дать
возможность вашему непоседе
немного подвигаться.
Игры на улице
различение цветов: «Смотри, вон
красная машина поехала, а это
— белая машина»;
понятия о величине предметов:
большой (грузовик), маленькая
(легковая машина);
ориентация ребенка в пространстве:
слева, справа, впереди,
сзади, догоняет, обгоняет и т.д. (
«Смотри, справа едет автобус,
а слева пожарная машина»);
счет: одна, две, много (машин);
восприятие скорости движения
(быстро, медленно), сравнение
скоростей («Эта едет быстрее и обгоняет»);
эстетическое восприятие (ведь
бывают красивые машины,
смешные, чисто вымытые и не
очень...).