25.02.2020
Зависимость
маленького человека от старших главная особенность детства. Расти – это,
значит, учиться все делать самостоятельно. Повзрослеть – это, значит, обрести
самостоятельность. Помочь ребенку стать взрослым – одна из основных задач
родителей.
Ребенок
5-6 лет в силах самостоятельно раздеться и одеться. Но ему нравится, когда с
ним нянчатся. Совсем неплохо, если иногда – не очень часто – вы в чем-то
поможете ему.
Всегда
очень полезно наградить ребенка ласковыми словами за достигнутый успех. И
наоборот, если вы упрекнете его в том, что он плохо сделал что-то сам, вы
подорвете его веру в себя, но не научите его самостоятельности.
Настаивать
или требовать от 5-6 летнего ребенка, чтобы он все делал самостоятельно –
отнюдь не самый верный путь приучить его к самостоятельности. Истинная
самостоятельность связана с определенным уровнем умственного развития,
эмоциональной зрелостью, уравновешенностью и ответственностью.
Мы
помним об этом, поэтому Мы не учим ребенка самостоятельности довольно
распространенным способом: бросим, мол, его в воду, пусть сам выплывает. Мы
будем приучать его к самостоятельности, тренировать и тщательно оберегать.
Поможем ему почувствовать, что понимаем его тревогу, симпатизируем ему и всегда
готовы оказать необходимую поддержку.
Мы не сдерживаем стремления ребенка к самостоятельности. Мы помним, что делать
за ребенка то, что он может сделать сам, означает отучать его от
самостоятельности. Излишняя осторожность, опасение, что он что-нибудь разобьет
или испортит, нехватка терпения, отсутствие времени – эти обычные причины,
мешающие нашему ребенку проявить себя, мы будем устранять.
Мы никогда не высмеиваем и не унижаем нашего малыша, если он проявил
несамостоятельность, особенно в незнакомых обстоятельствах, перед чужими
людьми.
Мы знаем, что такие слова, как плакса, трус, тряпка вызывает у ребенка
ощущение, что его не любят, и к самостоятельности его не побуждают.
Мы учим ребенка самостоятельности, понемногу прибавляя нагрузку, постепенно
преодолевая его неуверенность в своих силах. Конечно, некоторым детям требуется
много времени, чтобы стать самостоятельными, но мы не позволим себе угнетать их
упреками. И они научатся. А мы будем терпеливыми.
Мы знаем, что все дети разные, и если мы хотим разных детей привести к одной и
той же цели: научить самостоятельности, то должны к каждому найти свой подход.
Не существует одного безошибочного рецепта, необходимо хорошо знать ребенка и
исходить из его возможностей.
Создать у ребенка настрой на самостоятельность – задача родителей. И они тем
более преуспеют в этом, чем активнее сами будут показывать хороший пример.
Отсутствие познавательных интересов
Эта жалоба редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму
году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у весьма
многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг
учебы атмосферу принудительности и
безрадостности.
В этих случаях основная линия рекомендаций - разнообразные техники совместных
занятий детей и взрослых, включающие познавательные элементы. Если в результате
психологического обследования ребенка обнаруживается полное отсутствие у него
познавательной направленности, то можно предположить, что взрослые никогда не
вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается
отсутствие познавательных ценностей в семье. Развитие познавательных интересов
- это основное средство помощи их ребенку, то взрослые хотя бы на некоторое
время могут "симулировать" отсутствующий у них самих познавательный
интерес (например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать
проводить совместно с ребенком соответствующие эксперименты).
Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: когда
родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих
формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и
считать. Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка
желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае тот же:
совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее
обучение с позиции учителя, вдалбливающего знания нерадивому ученику.
Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком - это,
например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный
объект для таких наблюдений - фасоль); фиксация изменений в природе, когда с
ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителями, гуляя по ближайшему
лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает,
какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоятельного
прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с
родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в
микроскоп; наблюдения за домашними животными (с обязательными записями своих
открытий); опыты с набором "Юный химик". Занятие (или несколько занятий)
из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретенное с учетом
конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к
восстановлению учебной мотивации.
Какой-либо кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым
компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если
в кружок ребенка введет кто-нибудь из более старших ребят, уже увлеченных
астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные
познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу
интересов другого, а не обычного "подтягивания" отстающего, скажем,
по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием
"запуска" познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не
обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто
вроде "клуба по интересам", в котором сами принимают посильное
участие.
Повышенная демонстративность
Важно, чтобы родители и учителя понимали, что у ребенка повышена потребность во
внимании к себе и что нужно найти формы, в которых она могла бы успешно
удовлетворяться.
Удовлетворить ненасытную потребность демонстративного ребенка во внимании к
себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может
реализовать свою демонстративность. Для этого наиболее пригодны различные виды
художественной деятельности (в широком смысле слова). Выражая себя в
творчестве, ребенок тем самым привлекает внимание окружающих к своим
эмоциональным проявлениям, фантазиям и т.п. Желательно, чтобы эти занятия были
коллективными (кружок, студия). Для демонстративного ребенка особо
благоприятны, а иногда практически незаменимы театральные занятия. Такой
ребенок все время играет какую-то роль - вот и надо дать ему играть ее не в
жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его
успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо
помощи: актерство - его стихия.
Однако если высокая демонстративность сочетается с нарушениями общения или с
повышенной тревожностью, то рекомендовать ребенку сцену приходится с большой
осторожностью. Если у него недостаточна уверенность в себе, высока
стеснительность, то на сцене он будет скован и не сможет выступать с успехом. А
ощущение успеха, внимание, эмоциональная поддержка, - необходимые условия
"лечебного" воздействия творчества. Поэтому в данном случае лучше
рекомендовать какую-либо другую деятельность, связанную с искусством - скажем,
кружок рисования или литературную студию (для подростков).
Необходимо помнить о склонности высоко демонстративных детей к аггравации
(подчеркиванию симптомов любых имеющихся у них заболеваний) и об опасности
последующего развития по истерическому типу. Если по рассказу родителей
складывается впечатление, что ребенок действительно движется в этом
направлении, то нужно изложить общие принципы отношения к заболеваниям. Их суть
в том, что лечение не должно быть приятным. Должны выполняться все
необходимые лечебные процедуры, но любые развлечения во время болезни нужно
предельно ограничить, чтобы болезнь ни в коем случае не становилась приятным
времяпрепровождением. Напротив, когда ребенок здоров, надо стараться побольше с
ним общаться и делать его жизнь как можно интереснее и насыщеннее событиями.
Слушая рекомендации психолога, родители и учителя нередко высказывают опасения
в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у
ребенка может развиться "самомнение". Они боятся, что он может начать
требовать к себе еще больше внимания, т.е. что его личностные особенности
дополнительно обострятся. Приходится объяснять, что высокая потребность во
внимании к себе - это не недостаток, а личностная особенность. Как и любая
другая личностная особенность, она приводит к положительным или отрицательным
проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Складывается она
очень рано и далее может развиваться либо естественно (если встречает понимание
у окружающих), либо в извращенных формах. Ощущение успеха приводит вовсе не к
"самомнению", а к устойчивой позитивной самооценке, побуждающей
ребенка мужественно преодолевать трудности и неудачи, добиваться реальных, а не
воображаемых достижений.
В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая потребность
во внимании к себе может породить одно из серьезных психических заболеваний -
истерию. Обычно мы не рассказываем об этом родителям, боясь вызывать у них
ненужные опасения, которые могли бы повредить нормальному воспитанию ребенка.
Однако иным родителям - тем, кто слишком упорно настаивает на том, что
"девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей
вредно", - психолог бывает вынужден описать и такой неблагоприятный
сценарий. Иногда такое объяснение - это единственный путь привести их к
пониманию того, какими проблемами чреваты для ребенка их педагогические
взгляды.
Повышенная тревожность
Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что
ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать,
чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в
которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от
повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным,
знать, что при необходимости взрослые (прежде всего, родители) обязательно
придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и
беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою
неуверенность ребенку, не делились с ним своими страхами.
Для того, чтобы чувствовать себя спокойнее в различных ситуациях,
представляющихся тревожному ребенку небезопасными, можно воспользоваться такой
классической культурной техникой как талисман. Лучше всего, если
консультант расскажет об использовании талисмана ребенку и родителям вместе.
Полезно напомнить о том, что люди во все времена пользовались талисманами. Их
брали с собой на охоту в древние времена, их носили солдаты, уходящие на войну,
да и сегодня люди, особенно нуждающиеся в успехе (летчики, спортсмены, солдаты,
каскадеры) ими не пренебрегают.
Объясните, что талисман всегда дарит какой-нибудь очень близкий, любящий и
любимый человек - и поэтому талисман напоминает об этом человеке, придает
ощущение того, что этот человек рядом с тобой, что он помнит о тебе и
поддерживает тебя. Если ребенок достаточно взрослый, то ему можно рассказать о
принципе ассоциации (или условного рефлекса): талисман вызывает воспоминание о
близком и/или особо значимом человеке по ассоциации. А это воспоминание
успокаивает, снимает волнение. В свою очередь, спокойное состояние сильно
повышает шансы на успех. Поэтому, независимо от своих магических свойств,
талисман приносит удачу (а если у него есть еще и магические свойства - тем
лучше).
Талисман должен быть приятен и сам по себе. Для девочки подходящим талисманом
будет красивый медальон или маленькая мягкая игрушка, удобно помещающаяся в
кармане. Такая игрушка хороша и для маленького мальчика. Для мальчика постарше
это может быть гладкий, красивый и приятный на ощупь камешек. Если ребенок
религиозен, то очень хорош освященный образок или крестик. В любом случае он
должен быть подарен очень близким или особо значимым человеком - обычно это
кто-либо из родителей.
Первое время талисман надо брать с собой в тех случаях, когда успех практически
гарантирован: тогда вдобавок к ассоциациям с близким человеком он
"обрастет" также успокаивающими ассоциациями с удачей, успехом. Если
же несколько раз подряд он окажется связан с неудачей (например, с плохо
написанной контрольной в школе), то от него надо отказаться, по крайней мере на
некоторое время, пока не забудутся ассоциации с неудачами.
Если в какой-либо очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт
дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную успокаивающую
функцию и лежа дома - надо только почаще о нем вспоминать. Отнюдь не является
трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила
оказалась исчерпана - это тоже мотив, широко распространенный в культуре; быть
может, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам
опасности (подобные игры с самим собой - обычная составляющая психологических
техник саморегуляции).
Все эти объяснения - важный элемент техники работы с талисманом. Они должны
быть даны ребенку и родителям убедительно, в понятных им словах.
Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его
снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со
специальными добавками - морской солью или травами (сборы трав, оказывающие
успокоительное действие на нервную систему, продаются в аптеках без рецепта).
Очень хорошее действие оказывает теплый душ перед сном - но не горячий и не
холодный (и тот, и другой возбуждают), а примерно температуры тела, приятный
для кожи и ощущаемый как "нейтральный".
Детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуются игры с водой. В
ванную ставится таз или большая кастрюля с водой, и ребенку дают много мелких
вещиц, которые можно использовать для игры (черпачки, которыми можно
"переливать из пустого в порожнее", спичечные коробки, которые можно
запускать в роли корабликов, тряпочки, которые можно "постирать"…).
Пусть ребенок возится в воде сколько ему захочется. Полезный эффект объясняется
и вызываемым водой легким раздражением периферических нервных окончаний, и
самой деятельностью, не предполагающей никакого результата, а потому не могущей
оказаться неуспешной.
Очень полезны занятия спортом, особенно -
плаванием.