25.02.2020
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт
коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают
сразу и без проблем. Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу,
достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками
выражают свой протест. Конечно, встречаются малыши, которые не плачут и с
радостью спешат к тете-воспитательнице. Но таких детей очень мало, у остальных
привыкание затягивается на долгие месяцы.
Почему так происходит?
Психологи определяют адаптацию как
приспособление организма к новым условиям, требующее от него огромных
энергетических затрат и зачастую приводящее к стрессу.
Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в
новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному
образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с
окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий
будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется
приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда
и не у всех детей проходит легко и быстро.
В привычный мир ребенка буквально врываются следующие перемены:
ему уделяется меньше персонального внимания;
меняется дневной режим;
отсутствуют близкие люди;
приходится постоянно контактировать со
сверстниками;
необходимо слушаться незнакомого взрослого.
нарушение аппетита (отказ от еды или
недоедание);
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон
кратковременный, прерывистый);
меняется эмоциональное состояние (дети много
плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела;
изменения характера стула;
нарушение некоторых приобретённых навыков
(ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь
затормаживается и др.)
Длительность
привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в
первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных
особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и
доброжелательности, уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять
требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т. д
Выделяют три степени адаптации: лёгкую,
средней тяжести и тяжёлую:
до 1 месяца – лёгкая адаптация;
до 2 месяцев – адаптация средней тяжести;
от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.
Последствия стресса –
почему дети плохо себя ведут?
Изменения детского поведения за частую сильно
пугают родителей, что они начинают думать –, этот «кошмар» никогда не
закончится и малыш не сможет привыкнуть к детскому саду. Не стоит
драматизировать: негативные поведенческие особенности являются обычными для
многих детей, которые привыкают к новой ситуации, и исчезают по мере адаптации.
Слезы и страх.
Сначала ребёнок показывает весь спектр
негативных эмоций: плачет вслед за всеми, не хочет заходить в группу, не даёт
снять с себя одежду.
Снижение общительности.
Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются
в себе, отказываются контактировать с социумом. Это вполне естественно – у
2-3-летних малышей отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно
друг другу.
Низкий познавательный интерес.
Под влиянием стресса, дети не интересуются
интересными игрушками, вовлечь их в образовательный процесс сложно. Ребенок
сидит в сторонке, предпочитая наблюдать за действиями взрослых и
одногруппников.
Обратное развитие.
Ребёнок «теряет» ранее приобретенные социальные
навыки, которые успешно применял дома: перестает одеваться, использовать
столовые приборы, горшок.2
Деградация речи.
Дети, которые хорошо говорили, начинают опять
говорить «младенческие» слова – например «бибика».
Изменение двигательной активности.
Одни дети становятся гиперактивными, другие –
заторможенными и медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных
особенностей, в первую очередь, от типа темперамента.
Нарушение сна
В спальню идут со слезами и криком. А если
засыпает, то постоянно просыпается и всхлипывает.
Пониженный аппетит
Некоторые дети спокойно садятся за стол
кушать, а есть дети, которые могут «объявить голодовку». Но спустя время они
всё - таки садятся за стол.
Частые заболевания
Сопротивляемость организма заметно снижается,
любой сквозняк способен вывести ребенка из строя на неделю. Неудивительно, что
каждый раз, адаптацию приходится начинать буквально с нуля.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть
стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.
В период адаптации воспитатели, по мере своих
сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому
ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в
условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше
информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при
взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем
ребенке, рассказывайте больше.
Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть
не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших
силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как
можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить
ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.
Что нужно от родителей для успешной адаптации ребенка?
1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой
ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он
будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим
работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь,
чтобы ваш ребенок привык к нему.
3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону
детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта,
желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
5. Необходимо обратить особое внимание на
формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно
есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания
шнурков, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что
положительно скажется на его самочувствии.
6. Создавайте в восприятии ребенка
положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада,
с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной
площадке. Расскажите сказку о детском саде.
7. Заранее готовьте ребенка к временной
разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы
будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень
хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!
Вот мы и подошли к самому главному: все
документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый
день Вы приводите ребёнка на несколько часов; А мы наблюдаем за ним и в
зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам,
когда лучше будет оставить его до обеда, когда на дневной сон, а потом уже и на
целый день.
Настраивайте себя на успешную адаптацию
ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с
педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.
Эти советы помогут пережить ребенку процесс
адаптации к условиям детского сада.
Уважаемые родители!
Желаю Вам терпения, а вашим деткам быстрее преодолеть этот
период.