Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития
Описание образовательной программы
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №
9 реализует Адаптированную основную
образовательную программу
дошкольного образования (далее - АООП ДО) в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой
психического развития 4-х-7 (8)лет.
АООП ДО разработана с учетом специфики
дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учетом Федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утвержденная приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028.)
АООП ДО сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования).
АООП ДО является
нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации
образовательной деятельности, направленной на обеспечение полноценного развития
детей в возрасте от 4 до 8 лет по
направлениям (образовательным областям): физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие и
художественно-эстетическое развитие, на основе учета возрастных и
индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей
воспитанников.
Реализация АООП ДО предусмотрена в течение всего
времени пребывания детей в детском
саду.
АООП ДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста с 4-х лет до 7(8) лет, в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
АООП ДО учитывает
новые стратегические ориентиры в развитии системы
дошкольного образования:
1)
повышение социального статуса дошкольного образования;
2)
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка
в получении качественного дошкольного образования;
3)
обеспечение государственных гарантий
уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре
и результатам их освоения;
4)
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Цели АООП ДО состоят в
создании условий для:
-
развития целостной личности ребенка
раннего, дошкольного возраста – его активности, самостоятельности,
эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала;
-
расширения прав и возможностей ребёнка, в развитии
его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное
достоинство; обеспечения развития личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности в следующих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое
развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»;
-
проектирования социальных ситуаций
развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих
позитивную социализацию, мотивацию
и поддержку индивидуальности детей через общение, игру,
познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
С учетом поставленных целей и задач определены
задачи образования с учетом возраста
детей (в дошкольном возрасте):
-
раскрытие и развитие индивидуальности каждого ребенка, создании
субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно-значимых потребностей и интересов. Развитие детей, приобщение их к культурным нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится
исходя из способностей каждого ребенка и с опорой на возрастные особенности. Среди задач, которые необходимо решать - сопровождение одаренных детей,
для этого необходимо обеспечить:
–
разработку индивидуальных образовательных программ;
–
формирование адекватной самооценки;
–
охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
–
профилактику неврозов;
–
предупреждение изоляции
одаренных детей в группе сверстников;
–
развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных
детей.
Особое внимание в АООП ДО уделено созданию условий для
вовлечения семьи в образовательный процесс, уважению и поддержке всех форм
участия семей в образовании детей.
В АООП ДО представлены условия:
материально-технические, кадровые, психолого-педагогические, развивающей
предметно- пространственной среды и др., которые позволяют достигнуть
педагогическому коллективу в партнерском взаимодействии с родителями
воспитанников, поставленных в АООП ДО целей, задач, целевых ориентиров
(прогнозируемых результатов).