Адаптированная основная общеобразовательная программа-образовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с 4 до 7(8) лет (для детей с тяжелым нарушением речи)

Описание образовательной программы

 Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – АООП ДО)  МАДОУ ЦРР -  детский сад № 9 ориентирована на детей от 5 до 7 лет, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития.

АООП ДО направлена на  проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе с инвалидностью,  воспитанника с тяжелым нарушением речи (далее - ТНР).

АООП ДО способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе,  детей с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В связи с потребностью семей АООП ДО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) ориентирована  на воспитанников с 5  до 7 лет, имеющим заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) о тяжелых нарушениях речи.

Режим работы МАДОУ ЦРР – д/с  № 9  (далее – Организация, ДОУ) установлен в  соответствии с потребностью семей, объемом решаемых задач образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования.  Продолжительность пребывания детей в ДОУ – 10,5 часов: с 07.00 до 17-30 часов, исключая выходные и праздничные дни (выходные дни - суббота и воскресенье). Режим посещения ребенком ДОУ может определяться индивидуально (в пределах режима работы Организации).

Предельная наполняемость групп компенсирующей  направленности для детей с ТНР реализующих АООП ДО для детей с ТНР не более 10  человек. 

Обучение и воспитание в рамках АООП ДО для детей с ТНР ведется на русском языке.

Для разработки АООП ДО Организация использовала «Федеральная  адаптированная основная образовательная программа  дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» (утвержденная приказом Министерства просвещения от 24 ноября 2022 г. № 1022).

АООП ДО  раскрывает сущность подходов и принципов образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья  заложенных во ФГОС ДО.

В АООП ДО представлены основные направления работы с детьми с ТНР: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное.

Диагностическое направление

Для успешной коррекционно – развивающей деятельности   с детьми  с  общим недоразвитием речи (далее – ОНР)  необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

Ø    своевременно выявить детей с ограниченными возможностями здоровья;

Ø    выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности

ребенка с ОНР;

Ø    определить оптимальный образовательный  маршрут;

Ø    спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы

индивидуального сопровождения и коррекционной работы;

Ø    оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы.

Таким образом, разрабатывается программа комплексного изучения

ребенка различными специалистами для выявления причин затруднений освоения  основной образовательной программы дошкольного образования.

Коррекционно-развивающее направление.

Данное направление обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОНР: создаются необходимые для реализации коррекционно-развивающей работы условия:

Ø    использование специальных образовательных программ для  детей с ОНР, а также специальных методов и приѐмов  коррекции и развития детей;

Ø     использование  ИКТ  и технических средств обучения коллективного и

индивидуального пользования;

Ø    организация и проведение  фронтальных, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ТНР  предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе воспитателей, учителя-логопеда, педагога – психолога,  музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Консультативное направление

 Данное направление включает:

Ø    выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с  ОНР, единых для всех участников коррекционно – развивающего  процесса;

Ø    консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приѐмов работы с детьми с ОНР;

Ø    консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии

воспитания и приѐмов коррекционного обучения и воспитания ребѐнка с ОНР

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР

Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители, семья в целом, вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек.

Семья  важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. В этой связи изменяется и позиция ДОО в работе с семьей.

 Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Организация работы с семьѐй является основой для оказания помощи

родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Для коррекционно – развивающей   работы с детьми с ТНР, осваивающими АООП ДО  в группах компенсирующей направленности, создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей   данной категории.  ДОО предоставляет информацию о АООП ДО и ее реализации семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность

АООП ТНР МАДОУ ЦРР- дс№9 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 25910413180194252715292873429998908689710672413 Директор/Заведующий ОСТАНИНА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА Дата подписания документа 09.02.2024 09:13:05 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.