Адаптированная основная общеобразовательная программа-образовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с 4 до 7(8) лет (для детей с тяжелым нарушением речи)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования (далее – АООП ДО) МАДОУ ЦРР -
детский сад № 9 ориентирована на детей от 5 до 7 лет, посещающих группы
компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития.
АООП ДО направлена на проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей
предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию,
мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ), в том числе с инвалидностью, воспитанника с тяжелым нарушением речи (далее
- ТНР).
АООП ДО способствует реализации прав детей
дошкольного возраста, в том числе, детей
с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и
развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В связи с потребностью семей АООП
ДО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) ориентирована на воспитанников с 5 до 7 лет, имеющим заключение территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) о тяжелых нарушениях речи.
Режим работы
МАДОУ ЦРР – д/с № 9 (далее – Организация, ДОУ) установлен в соответствии с потребностью семей, объемом
решаемых задач образовательной деятельности, возможностей бюджетного
финансирования. Продолжительность
пребывания детей в ДОУ – 10,5 часов: с 07.00 до 17-30 часов, исключая выходные
и праздничные дни (выходные дни - суббота и воскресенье). Режим посещения
ребенком ДОУ может определяться индивидуально (в пределах режима работы
Организации).
Предельная
наполняемость групп компенсирующей
направленности для детей с ТНР реализующих АООП ДО для детей с ТНР не
более 10 человек.
Обучение и воспитание в рамках АООП ДО для детей с ТНР ведется на русском
языке.
Для разработки АООП ДО Организация
использовала «Федеральная адаптированная основная
образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» (утвержденная приказом
Министерства просвещения от 24 ноября 2022 г. № 1022).
АООП ДО раскрывает сущность подходов и принципов
образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями
здоровья заложенных во ФГОС ДО.
В АООП ДО представлены основные направления работы с
детьми с ТНР: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное.
Диагностическое
направление
Для успешной коррекционно –
развивающей деятельности с детьми с
общим недоразвитием речи (далее – ОНР)
необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых
образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится
психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
Ø своевременно выявить детей с ограниченными
возможностями здоровья;
Ø выявить индивидуальные
психолого-педагогические особенности
ребенка с ОНР;
Ø определить оптимальный образовательный маршрут;
Ø спланировать коррекционные мероприятия,
разработать программы
индивидуального сопровождения и
коррекционной работы;
Ø оценить динамику развития и эффективность
коррекционной работы.
Таким образом, разрабатывается
программа комплексного изучения
ребенка различными специалистами для
выявления причин затруднений освоения
основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционно-развивающее
направление.
Данное направление обеспечивает
создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в
развитии ребенка с ОНР: создаются необходимые для реализации
коррекционно-развивающей работы условия:
Ø использование специальных образовательных
программ для детей с ОНР, а также
специальных методов и приѐмов коррекции и развития детей;
Ø использование
ИКТ и технических средств
обучения коллективного и
индивидуального пользования;
Ø организация и проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
Коррекционно-развивающая работа с
дошкольниками с ТНР предполагает четкую
организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки
в течение дня, координацию и преемственность в работе воспитателей,
учителя-логопеда, педагога – психолога,
музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Консультативное
направление
Данное направление включает:
Ø выработку совместных обоснованных рекомендаций
по основным направлениям работы с детьми с
ОНР, единых для всех участников коррекционно – развивающего процесса;
Ø консультирование специалистами педагогов по
выбору индивидуально ориентированных методов и приѐмов работы с детьми с ОНР;
Ø консультативную помощь семье в вопросах выбора
стратегии
воспитания и приѐмов коррекционного обучения и воспитания ребѐнка с ОНР
Взаимодействие педагогического
коллектива с семьями дошкольников с ТНР
Процесс становления полноценной личности ребенка
происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых
является семья. Именно родители, семья в целом, вырабатывают у детей комплекс
базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек.
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно
в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении
какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом
получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные
институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается
одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности.
В этой связи изменяется и позиция ДОО в работе с семьей.
Взаимодействие
педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической
культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в
воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем
ребенка.
Организация работы с семьѐй является основой для оказания помощи
родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Для коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР, осваивающими АООП ДО в группах компенсирующей направленности, создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей данной категории. ДОО предоставляет информацию о АООП ДО и ее реализации семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность